Благочиние
БОГОЯВЛЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Исполняющий обязанности Благочинного Богоявленского округа - протоиерей Максим Батурин
Канцелярия благочиния находится при храме Вознесения Господня на Гороховом поле.
Почтовый адрес: 107005, Москва, ул. Радио, 2, стр. 1.
Секретарь - иерей Владимир Минаев
Телефон: +7 (903) 162-47-34
1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЛАГОЧИНИЯ
Богоявленское благочиние расположено в Центральном административном округе города Москвы в пределах управ Басманного и Красносельского районов.
Богоявленское благочиние образовано в 1996 году, ранее входило в Преображенское благочиние.
Церковно-приходская жизнь в Богоявленском округе проходит в соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви. Епархиальной жизнью руководит правящий архиерей – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
(Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года, журнал № 154).
С 1996 года по 1 декабря 2017 отцом благочинным был архимандрит Дионисий (Владимир Викторович Шишигин).
Отец благочинный имеет попечение о регулярности совершении богослужений, их соответствии уставам и канонам церковным, следит за выполнением циркуляров и указов правящего архиерея Управляющего викариаством, заботится о благочинии и мире на приходах, о нравственном состоянии клира и служащих приходов.
C 2007 года по благословению архимандрита Дионисия канцелярия благочиния была перемещена в храм святого апостола Иакова Зеведеева под руководство помощника благочинного протоиерея Сергия Точеного.
11 июня 2019 года Указом Святейшего Патриарха протоиерей Сергий Точеный, настоятель храма апостола Иакова Заведеева (Казанской иконы Божией Матери) в Казенной слободе г. Москвы, назначен благочинным храмов Богоявленского церковного округа г. Москвы.
20 марта 2023 года Указом Святейшего Патриарха исполняющим обязанности благочинного храмов Богоявленского округа назначен настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле протоиерей Максим Батурин. В этот храм перемещена и канцелярия благочиния.
2. ХРАМЫ И ЧАСОВНИ БОГОЯВЛЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
Храмы и часовни на территории Богоявленского благочиния расположены вдоль основной магистрали, древней Покровской дороги. Теперь это продолжающие одна другую улицы: Маросейка – Покровка – Старая Басманная – Елоховская – Покровская. Одними из первых за пределами Кремля возводились храмы вдоль Покровской дороги, окрестности которой заселялись уже со второй половины XIV.
Москва стояла на пересечении торговых путей. Шесть больших дорог радиально расходились от Кремля. Покровский луч шел от Флоровских ворот (с 1658 г. Спасских) Кремля на северо-восток во владимирские земли, к истокам Московской Руси.
Во время борьбы за образование объединенного Московского государства в XIV-XVI вв. возле дороги расселялись выходцы из Владимирской земли (с особым почитанием праздника Покрова Пресвятой Богородицы; отсюда и название – Покровка), из южной Руси (в Хохловке), Северной Руси (на Лубянке, в начале Мясницкой). Среди них были первые строители здешних храмов.
В XV веке были построены многие храмы и монастыри. Известными храмоздателями являлись московские государи Иван III и его сын Василий III, строили богатые гости-купцы, и слобожане.
Трагические события Смутного времени (1612) нанесли урон храмам вдоль Покровской дороги. Встретив ожесточенное сопротивление посадских людей, поляки зажгли город. Горело и на всем протяжении от начала улицы Маросейки до Немецкой слободы.
При первых Романовых большинство храмов заново отстроили, сначала из дерева, затем постепенно заменяли каменными. Семнадцатый век был веком храмоздательства в Москве.
До конца XVII века храмы были творением безвестных мастеров. В XVIII веке их возводили выдающиеся зодчие Москвы: Иван Зарудный, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Карл Бланк, Дмитрий Ухтомский, Матвей Казаков.
1812 год нанес большой ущерб храмам. Двигаясь от Спасских ворот по Покровке, Басманным улицам, через Елохово и Немецкую слободу французы грабили и оскверняли храмы. Опустошение довершил пожар.
К середине XIX века почти все храмы возродились и объединяли вокруг себя многих знаменитых людей Москвы. В XIX-XX веках здесь жили и трудились известные своей праведностью и исповедничеством: праведный Алексий Мечев, настоятель Никольского храма в Кленниках, Сергей Симанский (будущий патриарх Алексий I), патриарх Сергий, иеромонах Пимен (Извеков; будущий патриарх) и ряд других.
После переворота 1917 года храмы постигла общая со всеми московскими храмами участь. В 1922 г. проводилось изъятие «ценностей». В начале 1930-х годов был запрещен колокольный звон. В районе закрыли более 30 храмов. Действующим остался только Елоховский храм. Одни храмы снесли, другие после перепланировки были приспособлены для цивильных нужд.
В начале 1990-х годов началось возрождение храмов.
В течение XV века у начала Покровской дороги на небольшой сравнительно территории были основаны три монастыря: Златоустовский, Покровский и Иоанновский. Возможно, они служили «сторожами» на подступах к Москве, так как стояли у начала больших дорог – современных улиц Мясницкой, Покровки и Солянки.
Кроме монастырей, поблизости от Покровской дороги располагались монастырские подворья. Подворье Кремлевского мужского Чудова монастыря находилось в Малом Харитоньевском переулке (д. 5). К монастырскому подворью относился храм Харитония Исповедника в Огородниках.
Кремлевский женский Вознесенский монастырь владел четырьмя десятинами плодородной земли в начале Старой Басманной улицы, где теперь проходит соединительная ветка железной дороги.
С конца XV века в начале Мясницкой улицы располагались небольшие монастырские подворья, соответственно – Вятское, Псковское, Рязанское и Коломенское с храмами при них.
Первым из монастырей возле Покровской дороги по времени постройки был Златоустовский мужской монастырь, что на Посаде в Садех. Первый каменный храм в монастыре, во имя святителя Иоанна Златоуста, был построен в 1478 году на месте старого, деревянного. В смутное время монастырь сильно пострадал, но затем возродился. После войны 1812 года монастырь пришел в упадок. Златоустовский монастырь был снесен в 1933 году, некрополь уничтожен. В настоящее время Церкви вернули сохранившийся корпус монастыря.
Вид на Златоустовский монастырь, 1882 год
Покровский великокняжеский монастырь, что в Садех, был основан в 1488 году. Считается, что от его имени произошло название Покровской дороги. В 1612 году монастырь сожгли поляки. Отстроен был только небольшой Покровский храм. Он стоял «на берегу» рва, заполненного водой вдоль стены Белого города. На этом месте в 1887 году установили часовню-памятник героям Плевны. Сам монастырь в 1635 г. возобновлен как Покровский монастырь «на убогих домах» около Таганки.
По другую сторону Мясницкой улицы стоял храм святого Евпла, отчего начало улицы в старину называлось Евпловкой. Храм снесен в 1925году. | |
Церковь Святого Евпла (1882 год) | |
Центром Мясницкой слободы был храм Николая Чудотворца в Мясниках, документально известный с 1620 г., хотя несомненно, что он существовал уже в XVI в. Храм был снесен в 1928 г. и ныне на его месте расположилось здание Госкомстата (ул. Мясницкая, 39). |
Сохранилось здание б. Хлудовской богадельни с домовым храмом преподобного Герасима иже на Иордане – Сыромятнический проезд. 4 (арх. Б.В. Фрейденберг). Богадельня связана с именем Герасима Ивановича Хлудова. Богадельня построена в 1888 г. и была рассчитана на 700 человек. В настоящее время в здании храма сторонние организации. |
|
Храм преподобного Сергия 1910-ые годы (слева) 2000-ые годы (справа) |
В 1929 году учреждение было преобразовано в Институт охраны материнства и младенчества, а в 1936-м институт получил свое нынешнее название МОНИАГ. Ныне храм (расположенный в северо-западном углу участка, слева от въездных ворот) закрыт, барабан главы и крест разрушены. Осталось церковное помещение с кокошниками на фронтоне. Внутри находится административный корпус МОНИАГ. |
Центральный административный округ Территориальное управление «Басманное»
Численность населения на 2017 год — 110 тыс. человек.
В среднем на храм - 4 000 чел.
Антиохийское подворье (храмы Гавриила архангела и Феодора Стратилата)
Богоявленский кафедральный собор
Крестильный храм Василия Блаженного
Константина и Елены равноаппостольных при Государственном университете по землеустройству
Никиты вмеликомученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе
Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Молдавское представительство)
Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех
Вознесения Господня на Гороховом поле
Георгия Победоносца, великомученика в Старых Лучниках
Иакова Заведеева апостола (Казанской иконы Божией Матери) в Казенной Слободе
Воскресения Словущего с колокольней храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Барашах (восстанавливающийся)
Ирины мученицы в Покровском (Белорусское представительство)
Космы и Дамиана, бессребреников на Маросейке
Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при бывшем Епархиальном училище
Николая Мирликийского, святителя в Кленниках
Николая Мирликийского, святителя в Подкопаях
Николая Мирликийского, святителя в Покровском
Александра Невского, благоверного князя при б.Покровской богадельне
Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Троицы Живоначальной при Государственном областном педагогическом университете
Трех Святителей на Кулишках
Троицы Живоначальной в Хохлах
Троицы Живоначальной на Грязех, у Покровских ворот
Флора и Лавра мучеников (возсоздаваемый) у Мясницких ворот
Матроны блаженной, Московской часовня при Курском вокзале
Сергия, Павла и Александра Московских в Покровском часовня
Территориальное управление «Красносельское»
Численность населения - 45 000 чел.
В среднем на один храм - 4 400 чел.
Алексия прп., человека Божия в Красном селе, Патриаршее подворье
Воздвижения Креста Господня в Красном селе, Патриаршее подворье - не освобожден
Казанской ик. Божией Матери при Казанском вокзале часовня приписная к храму Иосифа Волоцкого при Издательстве М.П.
Ксении Петербургской блж. при Ленинградском вокзале часовня приписная к храму Иосифа Волоцкого при Издательстве М.П.
Сергия Радонежского прп. при Ярославском вокзале часовня приписная к храму Иосифа Волоцкого при Издательстве М.П.
Николая Мирликийского свт. в Дербеневе
Георгия Победоносца вмч. - при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России часовня приписная к храму Софии Премудрости Божией на Лубянке
Петра и Павла свв. апп. в Новой Басманной слободе
Покрова Пресвятой Богородицы, что на Ольховце, в Красном Селе
Общее количество храмов и часовен Богоявленского благочиния
28 храмов и 6 часовен, в том числе
Кафедральный соборный храм | 1 |
Крестильные храмы | 1 |
Приходские храмы | 15 |
Патриаршие подворья | 6 |
Храмы Представительства Антиохийского Патриархата | 2 |
Приписные храмы | 5 |
Домовые храмы | 2 |
Часовни | 6 |
3. БОГОСЛУЖЕНИЯ СОВЕРШАЮТСЯ:
- чаще, чем раз в неделю в 23 храмах;
- раз в неделю – 4;
- не менее раза в месяц – 2;
- реже раза в месяц – 1;
4. НЕ ВОЗОБНОВЛЕНЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ в 2 храмах.
5. НЕ ОСВОБОЖДЕНЫ ПРЕЖНИМИ АРЕНДАТОРАМИ 2 храма.
6. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА БОГОЯВЛЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
Общее число клириков: 79
архиереев - 3,
(митрополит Молдавский и Кишинёвский Владимир, настоятель Молдавского подворья в Москве
митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Антиохийской Церкви при Московском Патриаршем престоле,
архиепископ Оршанский и Витебский Димитрий, настоятель Белорусского подворья в Москве)
священников – 59,
диаконов – 14.
************
Москва всегда была центром основных старообрядческих течений. Случившаяся в 1771 году эпидемия чумы помогла легализации в городе известнейших старообрядческих общин: Рогожской, объединившей приемлющих священство (поповцев), Преображенской общины федосеевского (безбрачного) согласия, не приемлющих священства (беспоповцев) и Покровской, или Монинской, общины беспоповцев поморского (брачного) согласия. Под предлогом помощи жителям города распоряжением правительства старообрядцы получили для захоронения и карантина территорию за Рогожской и Преобрженской заставами. Покровская (Монинская) община, признававшая моление за царя и Таинство Брака, приобрела землю на Покровской улице невдалеке от вновь созданного храма великомученицы Екатерины, в районе нынешнего дом 56-58 по Бакунинской улице. В частных домах старообрядцы устраивали моленные с богатыми собраниями старинных икон и церковной утвари (Монинская моленная на месте дом 54 по Бакунинской ул., Карасевская – Бауманская ул., 20, в доме купца Рахманова на Бакунинской ул., позади дома 2 и др).
В Токмаковом переулке в 1908 году архитектором И.Е. Бондаренко построен храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. После выхода Манифеста о веротерпимости в октябре 1905 года было разрешено, после большого перерыва строительство старообрядческих храмов. Старообрядческий Древлеправославная поморский храм возводился на средства поморской общины и пожертвования московских купцов-старообрядцев. Храм является редким по красоте и своеобразию памятником церковной архитектуры в стиле модерн. В стогом внутреннем убранстве храма доминировал дубовый резной 4-х ярусный иконостас с ценнейшими иконами, пожертвованными А.В. Морозовым и другими богатыми купцами-прихожанами. В 1930 г. храм закрыли. В нем размещались: Дом художественного воспитания детей, швейный цех, штемпельная фабрика и др. В 1993 году храм переда Древлеправославной Поморской Церкви.
В начале XX века был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Малом Гавриковом переулке, еще один из многих Покровский храм вблизи Покровской дороги. Храм является одним из самых выдающихся памятников церковного зодчества XX века. Возводил его по заказу Покрово-Успенской общины старообрядцев известный архитектор И.Е. Бондаренко в 1909-1911 гг. Верхний храм, для праздничных служб, вмещал 1000 человек. На колокольне было 11 колоколов, причем один – огромный, весом 475 пудов (7, 6 т). В храме поражал бронзовый иконостас необыкновенной красоты. Иконы XV-XVI веков были даром известного собирателя древних икон С. Рябушинского. В начале 1930-х гг. храм был закрыт. В здании располагался спортклуб. В 2018 году передано Русской Православной старообрядческой Церкви. |
У Покровской дороги, поблизости от Кремля, с давних пор приобретали дворы и строили свои храмы иностранцы, которых московские государи приглашали на службу. В 1652 г. иноземцев перевели в Иноземную (Немецкую) слободу на Яузе. В петровское время в слободе у иностранцев было четыре храма. В закладке лютеранской кирхи Петра и Павла принимал участие Петр I. Она сгорела в 1812 г. Пожар уничтожил Немецкую слободу, и основная часть ее жителей вернулась ближе к центру, в переулки возле Маросейки, на Покровку. Начиная с XIX века, на Ивановской горке рядом с православными соседствуют три инославных храма.
Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Петра и Павла (Старосадский п., 7) является крупнейшим в Москве Лютеранским храмом. Лютеранская община приобрела для ее строительства часть большой усадьбы Лопухиных. В церемонии закладки храма (1818 г.) принял участие прусский король Фридрих-Вильгельм III. В середине XIX века число прихожан превысило шесть тысяч человек, расширение храма проводилось в 1864 г. (арх. А. Мейнгард). В 1903 г. на его месте построили новый храм (арх. В.А. Косов), справа от храма – часовню (арх. Ф.О. Шехтель). В 1918 г. храм закрыли. В советское время в здании был кинотеатр «Арктика», затем студия «Диафильм». В 1957 г. разобрали шпиль. С середины 1990-х годов проведены реставрационные работы, возобновлены богослужения. |
|
|