Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех
Деревянный храм существовал с XIV века. Каменный храм построен в 1514-16 годах (предпол.зодчий Алевиз Фрязин Новый) на загородном дворе вел. кн. Василия III в старых государевых садах. Главный престол – равноапостольного князя Владимира, приделы мучеников Кирика и Иулиты и благоверных князей Бориса и Глеба. Большая перестройка каменного здания проводилась во второй половине XVII века.
В 1812 году Князевладимирская церковь горела, как и многие храмы Ивановского сорока, в который она входила. Однако серьезно пострадала от огня только крыша — иконостасы и имущество были сохранены. Гораздо большее несчастие обрушилось на прихожан — пожар уничтожил 16 домов, и среди них 4 дома священнослужителей1. От столь сильного потрясения храм не скоро оправился и на первых порах (1816 году) был приписан к церкви Козьмы и Дамиана на Покровке, а затем — к Предтеченской бывшего Ивановского женского монастыря. Однако приписной церковь св. князя Владимира оставалась недолго — за восстановление самостоятельности прихода и сохранение церкви стали хлопотать именитые прихожане.
Уже в июле 1813 года действительный статский советник Михаил Волынский, обращаясь к преосвященнейшему Августину сообщал, что церковь, построенная Великим князем Василием Ивановичем (до XX столетия, перестроенную в XVII веке, церковь ошибочно относили к 1514 году), была «в великолепном виде», и не имела пред разорением никаких ветхостей. Он утверждал, что она назначена к уничтожению, а утварь ее должна быть передана в церковь Козьмы и Дамиана на Покровке. Ссылаясь на уважение к памяти «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм и потому имея ревностное усердие исправить оной на свой кошт», Волынский просил, что если сейчас нельзя назначить священника из-за неполноты прихода, то нельзя ли дождаться когда прихожане соберутся и отстроят свои дома2. На основании поданного прошения Консистория сделала запрос в Комиссию для строений в Москве, которая ответила, что «по учиненному же Комиссией правилам при регулировании означенная церковь в сломку подходить не может»3. В свою очередь МДК составила справку о состоянии храма после изгнания неприятеля, из которой становилось известно, что у нее обгорела, кроме колокольни, крыша, ризница вся разграблена, спасены только некоторые серебряные вещи, которые были спрятаны в церкви, (в которых было 30 фунтов веса, не считая убранства образов и Евангелия). Кроме того, указывалось, что церковь находится недалеко от упраздненного Ивановского монастыря, в котором соборную церковь по древности и хорошей сохранности следует превратить в приходскую, и к ней приписать Князевладимирскую, Николоподкопаевскую, Трехсвятительскую и Троицкую в Хохловке церкви. В целом Консистория считала Владимирскую церковь «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода» возможным разобрать, но чтобы удовлетворить благочестивое усердие просителя можно дозволить ему в соборной церкви упраздненного монастыря устроить придел во имя св. князя Владимира. И все же, Святейший Синод счел просьбу Волынского заслуживающей большего уважения и согласился на ремонт и освящение церкви после восстановления прихода4.
В августе 1819 года приходские люди местности близ церкви направили духовному начальству прошение об определении к Князевладимирской церкви священника с причетчиками, так как она снаружи и внутри отделана5.
19 октября был освящен главный храм, а 9 ноября придел кн. Бориса и Глеба6.
О возобновлении придела св. Кирика и Иулитты в 1824 году к церковным властям с прошением обратилась дворянка, титулярная советница, Наталья Егоровна Волкова, решившая «за собственный свой кошт и привести в совершенство, дабы во оном могло быть совершаемо священнослужение»7. Однако освящен он был только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
О состоянии храма в 1825 году дает клировая ведомость Ивановского собора. В нем по-прежнему было 3 престола и один из них — во имя св. мучеников Кирика и Улитты, устроенной в стороне паперти еще не был освящен. Причта по штату было положено 1 священник, 1 диакон и 2 дьячка, однако указывалось, что «после нашествия неприятеля с 1819 года по восстановлении означенной церкви, по причине многих не обстроенных домов, а, следовательно, и малочисленности значительных прихожан состоит 1 священник, 1 диакон на дьяческой вакансии и пономарь»8.
В период гонений в храме святого равноапостольного великого князя Владимира свое служение несли священник Сергий Борделиус (в монашестве иеромонах Феодор; скончался в тюрьме в 1930 году) и священник Владимир Амбарцумов.
Священники Сергий Борделиус и Владимир Амбарцумов. Князе-Владимирский храм. 1928г. |
После закрытия храма в 1933 году помещения его использовались разными организациями. В 1991 году богослужения возобновлены. При храме действует Свято-Владимирская православная гимназия.
1) РГИА, ф. 796, оп. 93, д. 1032, л. 185 об. — 186. 2) ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 371, л. 1-3. 3)Там же, л. 4. 4) ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 7174, л. 3-6. 5) Там же, л. 1-2. 6) А. Знаменский. Указ соч. С.18. 7) ЦИАМ, ф. 203, оп. 209, д. 52, л. 1-3. 8) ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 1719, л. 261. |
Настоятель храма - протоиерей Валентин Васечко
Храмовой день – празднование памяти святого равноапостольного князя Владимира, 28 июля.
Дни престольных праздников: | мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 6 августа |
мучеников Кирика и Иулитты 28 июля |
Адрес: | 101000, Москва, Центр, Старосадский пер., 11 |
Телефон: | (495)-621-92-22(дежурный) (495)-621-41-22 |
Факс: | (495) 625-92-55 |
e-mail: | sv_kn_vladimir@yandex.ru |
|
|
← | → |