Патриаршее слово после утрени Великой среды в храме Всех святых, что в Красном селе
30 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Всех святых, что в Красном селе, бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря, где совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Артемий, дорогие отцы, братья и сестры!
Я радуюсь возможности посетить этот храм на месте историческом, на месте Ново-Алексеевского монастыря. Его история трагична: даже более или менее спокойные дореволюционные годы не были достаточно спокойными для этого монастыря. Но совершенно особая участь выпала этому месту в послереволюционные годы. И когда взираешь на шестиполосную дорогу, что прошла по кладбищу, по обители, как бы разрезав тело на две части, то понимаешь, что это закатанная под асфальт память является неким видимым символом и образом того, что произошло с нашим народом. И как замечательно, что здесь, рядом с этой шестиполосной магистралью, снова вознеслись к небу главки храмов, восстановленных не по приказу свыше, не по чьему-то произволению, а по живой вере людей. Дай Бог, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не происходило больше с Отечеством нашим и с народом нашим то, что с ним произошло.
Вот почему так важно, чтобы в этих вновь открытых храмах не только возносилась от сердечной веры людей горячая молитва к Богу, но чтобы также совершалась большая просветительская работа, чтобы вместе с верой в сознание современного человека приходили глубокие христианские убеждения, формировалась ясная и определенная система ценностей, основанная на Евангелии. Если будет так, то жизнь изменится. Некоторые подвергают этот тезис сомнению и говорят, что и без веры можно быть добрым человеком и знание догматов совсем не означает нравственной жизни. В Евангелии от Иоанна, которое было только что прочитано за этим богослужением, мы находим совершенно удивительное высказывание Господа нашего Иисуса Христа, проникнутое особым смыслом: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его (то есть человека) в последний день» (Ин. 12:48).
Любой человеческий суд использует некие мерила, критерии, которые в процессе судебного расследования налагаются на то или иное происшествие. Такими критериями являются человеческие законы. Если в соответствии с законом человек поступал правильно, то он оправдывается, а если поступал неверно, то становится преступником. Суд констатирует, что совершено преступление, и такой человек несет наказание. Как все, что исходит от человека, от его разума, несет на себе печать несовершенства, так и даже самые совершенные законы имеют в себе изъяны. Но тот закон, на основании которого Бог нас судит, не имеет никакого изъяна — он является выражением абсолютного совершенства, и этот закон запечатлен в Слове Божием.
Для того чтобы не нарушать законы, нужно знать эти законы. Для того чтобы мы знали, какие требования Бог предъявляет к человеку, необходимо знание Его закона, Его слова. Вот почему духовное просвещение является непременным условием законопослушания человека пред Богом.
Конечно, есть еще один очень важный инструмент, который помогает нам настраивать нашу жизнь в соответствии с Божиим замыслом. Этим инструментом является нравственная природа человека, голос совести. Но, к сожалению, в течение жизни каждый из нас, в той или иной мере, поступал и поступает против совести. И если человек мирится с таким образом жизни, то голос совести постепенно ослабевает. Для того чтобы запечатленный в наших сердцах Божественный и нравственный закон всегда помогал нам жить по воле Божией, мы должны знать эту волю, мы должны знать Слово Божие, мы должны знать Божественный закон, соединять эти знания с нашей жизнью, и тогда нам будет легче остановить себя от слов, мыслей и действий, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке.
Тема суда предлагается нашему благочестивому размышлению именно во вторник Страстной седмицы. Эта тема перекликается с другой темой — с темой осуждения. И в самом деле, люди склонны выносить свой суд не только в связи с нарушением законов общества — очень часто мы выносим свой суд о тех обстоятельствах жизни людей, о которых судить не имеем права. В нашем быту, в нашем общении нет более распространенного порока, чем порок осуждения. Мы с легкостью судим других людей, особенно если их образ мысли, поведение, слова не в полной мере соответствуют нашему разумению, нашему образу жизни и нашему поведению. Тогда мы вторгаемся в святая святых — мы осуждаем человека, не ведая всего того, что происходит в глубине его души. Действительно, сокрыта от нас внутренняя жизнь человека. Если мы дерзаем осуждать, то мы восхищаем то, что принадлежит Богу. Мы как бы вторгаемся в ту область, где только Бог может присутствовать, делаем это самоуверенно, подчас жестоко, так что от нашего осуждения страдают люди. И почти всегда мы уверены, что правда, безусловно, на нашей стороне. Так, восхищая право Божественного суда, мы совершаем грех осуждения. И сегодня, когда Церковь предлагает нам размышление о Божием суде, мы должны подумать и о грехе осуждения, памятуя о том, что только Сыну Божиему принадлежит Престол Суда.
И дай Бог, чтобы через духовное просвещение, через осознанное восприятие Слова Божиего, через формирование устойчивого христианского мировоззрения мы научились тайне отношений к ближнему своему. Дай Бог, чтобы через все это мы оказались способны таким образом строить отношения с людьми, чтобы не вторгаться в то, что только Богу одному принадлежит, но смиренно, повергая свои мысли и свои слова пред Богом, судя самих себя на основании Слова Божиего, научились той премудрости, о которой Церковь напоминает нам дивными словами молитвы святого Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».