17 апреля - сорок лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского)
«17 апреля 1970 года в 21 час 40 минут, на 93-м году жизни и на 26-м году первосвятительского служения, в своей загородной патриаршей резиденции – Троицком подворье в Переделкине, под Москвой скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
18 апреля, к 12 часам дня, в подворье прибыл митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и совершил панихиду у гроба почившего Первосвятителя.
В этот же день члены Священного Синода собрались в Москве на экстреннее заседание под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, старейшего по хиротонии из постоянных членов Священного Синода. Священный Синод констатировал факт кончины Святейшего Патриарха Алексия и вступление в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви», раздел I, пункт 13. Постановили: Имя Высокопреосвященного Местоблюстителя возносить за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле:
«О Патриаршем Местоблюстителе нашем Высокопреосвященнейшем Пимене Митрополите Крутицком и Коломенском».
К вечеру гроб с телом усопшего Первосвятителя был привезен в Богоявленский патриарший кафедральный собор, где Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода, совершили первую панихиду в соборе, а затем всенощное бдение. По окончании всенощного бдения Митрополит Пимен сделал краткое сообщение о последних днях жизни и кончине Патриарха и о дальнейшем порядке погребальных богослужений, затем иерархи совершили панихиду.
19 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Богоявленском патриаршем соборе Божественную литургию совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода. По окончании литургии пропели тропарь празднику и совершили панихиду. Митрополит Пимен вновь огласил порядок богослужений, связанных с похоронами Святейшего Патриарха Алексия.
Ко гробу Патриарха были принесены венки из живых цветов от Священного Синода, Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, членов Священного Синода.
В 18 часов была совершена утреня Великого Понедельника и панихида. Евангелие на утрени читал Митрополит Пимен.
20 апреля Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода совершили в Богоявленском соборе литургию Преждеосвященных Даров. В 13 часов закончилась панихида. Последние минуты пребывания в соборе перед выносом тела. В 14 часов дня вновь вышли Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода, совершили литию, после чего гроб с телом покойного Первосвятителя подняли на плечи, обнесли вокруг собора и установили на катафалк для следования в Троице-Сергиеву лавру.
В 17 часов гроб с телом Патриарха прибыл к Святым вратам Троице-Сергиевой лавры. Патриарший Местоблюститель и члены Священного Синода совершили литию. По внесении тела в Успенский собор вновь была совершена лития.
В 18 часов Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода совершили у тела Патриарха парастас. Митрополит Пимен прочитал на утрени Евангелие, архиереи поочередно читали канон.
21 апреля в Успенском соборе лавры Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода совершили литургию Преждеосвященных Даров.
По окончании литургии перед отпеванием Святейшего Патриарха Алексия с словом о почившем обратился к молящимся Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен:
«Блажен путь, воньже идеши, душе,
днесь, яко уготовася тебе место покоя».
(Прокимен на отпевании монахов)
Дорогие братия и сестры!
Сегодня собрались мы, чтобы проводить в последний путь Святейшего Патриарха Алексия, Первосвятителя нашей Церкви и любимого Отца. Перед нами сейчас лежит его тело, бездыханное и безгласное, и вызывает в нас великую скорбь. «Блажен путь, воньже идеши, душе, днесь».
Да! Все мы знаем и все верим, что тот путь, на который уже вступил Святейший Патриарх, будет блаженным и приведет в место вечного покоя, удела всех праведных, в Царстве Небесном.
Мы знаем об этом потому, что перед нашими глазами проходил долголетний путь служения Церкви Божией, путь, сочетавшийся с молитвенным подвигом, добродетелями и усердными трудами,— такими трудами и подвигами, которые и легли в основу убеждения, что путь в вечность для Патриарха Алексия будет блаженным и покойным.
Шествие Святейшего Патриарха Алексия в потусторонний мир начинается с тех мест на земле, которые он очень любил и о которых проявлял любвеобильную заботу. Это обитель преподобного Сергия Радонежского, в которой прошла юность Святейшего Патриарха, его годы учения в духовной академии, время монашества и монашеского искуса, а затем и настоятельства, так как во время патриаршества Святейший Патриарх Алексий являлся одновременно и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, а также настоятелем Богоявленского патриаршего собора.
Имя Святейшего Патриарха известно как имя усердного делателя непрестанной молитвы.
Я позволю себе напомнить о молитве Святейшего у раки святых мощей преподобного Сергия в те частые приезды в Лавру, которые он постоянно осуществлял, в каком бы звании он ни был.
Он с благоговением и слезами на глазах стоял перед ракой преподобного Сергия, вознося горячие молитвы о Русской Православной Церкви и её чадах. Его молитва не осталась незаметной и у тех архиереев, которые сопровождали Святейшего, у братии лавры, всегда с любовью встречавшей своего священноархимандрита и Отца, и у простых богомольцев, окружавших раку преподобного,
В этих стенах священной обители Святейший Патриарх отдыхал душой. Об этом всегда он говорил и стремился в лавру преподобного, где ощущал благодатный Покров Богоматери и заступничество преподобного Сергия.
Совершенствуя себя духовно, восходя от силы в силу в молитве и добродетелях, Святейший Патриарх Алексий был убежденный и твердый делатель и в деле миротворчества. С самых первых дней служения Церкви он был вдохновителем, созидателем мира не только внутреннего, не только церковного, но и мира между народами. Он постоянно выступал за мир между государствами и вдохновлял епископат и клир на горячую защиту мира на земле.
Святейший Патриарх, как известно, всю блокаду Ленинграда не разлучался со своей паствой, не покинул ее. Его обращения к ленинградской пастве вдохновляли на борьбу с врагами и вселяли веру в скорую победу.
Священное дело миротворчества было целью всей жизни Святейшего. Он всегда помнил евангельскую заповедь Спасителя и Господа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9). Вспоминая это, мы твердо верим, что путь души Святейшего — путь, блаженный, ведущий к покою в вечности, к чему всю свою сознательную жизнь стремился Святейший Патриарх, к вечной радости и к Свету Христову.
В этот скорбный час, когда мы собрались, чтобы «в последний путь» проводить нашего Первоовятителя и Отца, я позволю себе от Священного Синода Русской Православной Церкви, от епископата, клира, от братии Троице-Сергиевой лавры, от учащих и учащихся духовных школ и от всех богомольцев, собравшихся у гроба Святейшего Патриарха, сказать последнее «прости» и воздать поклонение. Мы, ближайшие помощники Святейшего, члены Священного Синода, всегда ощущали руку его руководства, всегда пользовались мудрыми советами, всегда ощущали его любовь. Мы видели и его желание направить на верный путь все наши действия и желания.
3а всё это, наш дорогой Первосвятитель и Отец, прими от нас земной поклон. У нас теперь осталась лишь одна возможность — возносить усердные молитвы о том, чтобы прохождение души в вечный покой было легким, под покровительством Богоматери и великого угодника земли нашей преподобного Сергия Радонежского.
Вечная память и вечный покой да будут твоим уделом, наш дорогой Святейший Патриарх и Отец! Не оставь и нас, путников земли, в твоих молитвах!"
В отпевании и погребении Патриарха Алексия приняли участие Предстоятели и представители Автокефальных Православных Церквей, Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода.
Погребен почивший Предстоятель в храме Всех святых земли Русской – под Успенским собором, среди могил московских святителей».
(Из книги архимандрита Дионисия «Былое пролетает»)