Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утрени Великого четверга в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре
Вечером 20 апреля 2011 года, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в соборе обители. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие, всечестная матушка Екатерина! Дорогие отцы, братия и сестры!
Радуюсь, что Господь на Страстной седмице привел меня в нашу Крестовоздвиженскую обитель, чтобы здесь вместе с вами совершить утреню Великого четверга.
Среда, третий день Страстной седмицы, посвящена воспоминанию о том, как грешная женщина, блудница, возлила на Спасителя драгоценное миро, приуготовив Его к погребению; и как вознегодовавший на этот поступок Иуда принял решение предать Спасителя и пошел к первосвященникам и старейшинам, дабы сговориться о цене, и получил цену — цену Оцененного (см. Мф. 27, 9), тридцать сребренников, за которые предал Спасителя.
Подвиг женщины, возлившей миро, имеет такое большое значение для понимания всего того, что Христос сделал людям, что Он Сам поведал нам: «где бы ни было проповедано Евангелие, везде будет сказано о подвиге этой женщины» (см. Мф. 26, 13). То была грешная женщина, но все, что имела, она отдала Господу без остатка. Это означает, что никакой иной ценности в ее жизни не было — был только Христос, и она послужила Ему так, как могла послужить, и этой великой жертвой, истощившей все, что имела и чем обладала, она и запечатлела подлинную верность Христу.
В каком-то смысле этот подвиг продолжается в подвиге монашествующих. Собственно говоря, монашествующий тем и отличается от немонашествующего, что дает обещание Господу истощить себя, служа Ему. У монахов не может и не должно быть никакой другой цели жизни — ни устроения жизненного комфорта, ни обеспечения благополучия и спокойной размеренной жизни, — ничего, кроме того, чтобы только послужить Господу. И когда именно так осуществляется монашеское служение, то сам монашествующий получает великую благодать от Бога, обретая силу, помогающую ему нести подвиг монашеского служения. Смысл монашества — в служении Господу до конца, с положением всех сил своих, служении бескорыстном, не требующем ничего взамен.
Я радуюсь тому, что имею возможность в день, когда мы вспоминаем возлияние на Спасителя драгоценного мира той женщиной, что полностью послужила Господу и отдала Ему все, что имела, посетить наш ставропигиальный Крестовоздвиженский монастырь и именно с этими словами обратиться к сестрам. Помните этот пример; и когда вам будет трудно, когда вам будет казаться, что жизнь ваша, может быть, не сложилась и не складывается так, как вам бы хотелось, — помните, что перед вами стоит только одна задача: все, что есть, отдать Христу и не искать ничего своего. В этом подвиг и радость монашеского бытия.
Я хотел бы пожелать матушке игумении и всем сестрам именно таким образом устроять монастырскую жизнь, чтобы суть монашеского служения была очевидна каждому ― и тем, кто пребывает здесь на послушании, и тем, кто приходит в это святое место, кто поддерживает этот монастырь и совершает великое и благое дело, помогая пребывающим здесь служить Богу без всякого резерва своих сил, отдавая все, что они имеют.
Хотел бы также поддержать Вас, матушка, и сестер в непростых обстоятельствах вашей жизни, о которых наслышан. Дай вам Бог молиться и трудиться таким образом, чтобы Господь приклонил милость к обители и чтобы через эту милость явлена была Божия справедливость. Обитель не делает ничего того, что идет вразрез с этой Божественной справедливостью, и все те требования, которые обитель сегодня предъявляет, — это требования справедливые. Они не направлены на то, чтобы кого-то обидеть или лишить чего-то; тем более на то, чтобы обидеть и лишить несчастных детей приюта, заботы и медицинской поддержки. Все, ради чего печется монастырь, направлено на то, чтобы здесь могла в полной мере осуществляться монашеская жизнь, в том числе в проявлении заботы о ближних, включая детей. Я очень надеюсь, что люди, которые не знают и не понимают всей истории непростых проблем, возникших на этом месте, будут более внимательны к происходящему здесь, дабы своими словами, особенно произносимыми в публичном пространстве, не согрешать против Бога. Вас же, матушка, призываю нести этот крест до конца, с тем, чтобы в тот момент, когда Господь приклонит Свою милость, были разрешены все проблемы обители. Сестер призываю хранить мирный дух, со всеми быть в мире и любви, жизнью своей, трудами своими показывая, что монашеское служение ― это, в первую очередь, служение Богу без остатка сил своих и без желания стяжать что-либо для себя, но лишь ради того, чтобы в людях отображалась красота Божиего мира.
Архиерейский Собор сего года повелел, чтобы каждый настоятель или настоятельница монастыря по древнему обычаю были возведены в игуменское достоинство, ибо игумен — это и есть настоятель монастыря, и у игумена не может быть никаких других обязанностей, кроме как управление монастырем. Именно поэтому после Архиерейского Собора все настоятели и настоятельницы, которые до сих пор не были возведены в игуменское достоинство, возводятся в таковое. Матушка же Екатерина, настоятельница сей святой обители, является игуменией; а потому над ней не будет повторно прочитана молитва о возведении в игуменское достоинство. Но опять-таки следуя древней традиции, когда каждый настоятель или настоятельница обители имели посох, я вручаю игумении Екатерине посох как символ и знак особой ответственности за вверенные ей души. Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда. Аминь. Пусть благословение Божие пребывает над сей святой обителью и над всеми, кто с верой приходит под ее своды в надежде обрести Божию благодать. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси