Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)

После избрания Заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, был оглашен состав Миссионерской комиссии при Епархиальном совете.

Состав её следующий:

И.о. председателя – иером. ДИМИТРИЙ (Першин),

игумен ДАЛМАТ (Филатов),
прот. Артемий ВЛАДИМИРОВ,
прот. Сергий ТКАЧЕНКО,
свящ. Геннадий ЛАПШИН,
свящ. Александр ШУМСКИЙ,
свящ. Иоанн КОВАЛЬ,
свящ. Алексий ЛЫМАРЕВ,
свящ. Глеб ЦВИРКУНОВ,
свящ. Алексий ФАТЮХИН,
свящ. Феодор ЯНОВСКИЙ,
свящ. Максим РОМАНОВ.
диак. Николай САВУШКИН,
диак. Пётр ТКАЧУК,
диак. Максим КРИЖЕВСКИЙ.

Кроме того, состоялось избрание членов комиссии (именуемой «Попечительская»), созданной для заботы о семьях церковно- и священнослужителей, а также о работниках церковных организаций и их семьях.

Епархиальная Попечительская комиссия[1]:

Председатель – прот. Алексий ГОМОНОВ.
прот. Александр ЛИНДЕ,
прот. Александр ТРЕПЫХАЛИН,
прот. Александр СЫЧЕВ,
прот. Арсений ТОТЕВ,
прот. Николай КОНОВАЛОВ,
прот. Андрей СМИРНОВ,
иером. ДАНИИЛ (Бушуев),
свящ. Павел ГУМЕРОВ,
свящ. Александр ПЕТРАКОВ,
свящ. Феодор РОМАНЕНКО,
свящ. Игорь ШАРОВ,
свящ. Дмитрий ДМИТРИЕВ,
свящ. Евгений ГУЩИН,
свящ. Алексий ТИМАКОВ,
прот. Александр АБРАМОВ (представитель Ревизионной Комиссии),
свящ. Михаил ВОЛОДИН (представитель Комиссии по церковной благотворительности и социальному служению),
ТРАЙНИН О.М. (представитель Юридической службы Московской Патриархии).
  

Кроме того, по семейным обстоятельствам из состава Канонической комиссии выведен прот. Федор Бородин. На освободившееся место назначен игумен АЛЕКСИЙ (Вылажанин), клирик Троицкого храма на Новоблагословенной, у Салтыкова моста.

После этого Предстоятель Церкви рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными.

Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области — 849. Сложившиеся приходские общины существуют в 316 местах (приходах, подворьях, монастырях).

На ближайшем заседании Священного Синода будет рассмотрен документ, в котором устанавливаются права и обязанности викарных епископов, управляющих территориальными викариатствами, и предписывается формирование совещательных органов при викариях. Благочинные и благочиния, входящие в состав территориального викариатства, подчиняются епархиальному архиерею через викарного епископа, возглавляющего это викариатство. Другими словами, в делах, которые выходят за пределы компетенции викария и относятся непосредственно к власти епархиального архиерея, благочинный обращается к последнему через викария. В тех случаях, когда благочинный считает, что решение вопроса неоправданно затягивается или принятое решение вызывает у него недоумение, он может обратиться непосредственно ко мне с рапортом, в котором должен подробно описать суть и хронологию вопроса с приложением соответствующей переписки.

В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 богословских института, 48 духовных семинарий (из которых три находятся в дальнем зарубежье: в Джорданвилле, Париже и Токио), 36 духовных училищ и в одной епархии – пастырские курсы. При нескольких духовных академиях и семинариях открыты регентские и иконописные школы.

Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.

Всего под омофором Патриарха (включая ставропигии) несут свое служение 2560 священнослужителей, из них в пределах Москвы — 1180.

На сегодня в число священнослужителей Москвы входят:

- 14 архиереев (в прошлом году – 19),
- 879 пресвитеров (в прошлом году – 860),
- 287 диаконов (в прошлом году – 271).

В ставропигиальных монастырях и подворьях служат 803 священника и 336 диаконов монашествующего духовенства, а также 149 священников и 75 диаконов «белого» духовенства.

Кроме того:

- в загранкомандировках ныне находятся 17 клириков,
- за штатом — 79,
- под запретом — 42,
- с одного клирика снято запрещение в священнослужении.

Преставились ко Господу 10 священнослужителей г. Москвы:

протоиерей Иоанн Мазов †18.01.2011;
священник Петр Липатов †08.03.2011;
протоиерей Николай Колосов †24.03.2011;
протоиерей Василий Свиденюк †22.05.2011;
священник Георгий Алексеев †18.06.2011;
протодиакон Георгий Постников †19.06.2011;
протоиерей Александр Ляхов †29.06.2011;
протоиерей Николай Матвиенко †30.06.2011;
священник Константин Прокопчук †07.08.2011;
протоиерей Борис Присяжнюк †01.09.2011.

Во исполнение решений предшествующего Епархиального собрания, а также моих распоряжений по его итогам, за истекший год было сделано следующее:

· Реализуется программа строительства 200 храмов в столице. В частности, во взаимодействии с Правительством Москвы предварительно сформирован и согласован список земельных участков. На 13 участках уже начато строительство, составлены соответствующие графики работ.

· Отделом по религиозному образованию и катехизации, а также комиссией по общеобразовательным школам при Епархиальном совете ведется активная работа по конфессиональной аттестации негосударственных школ.

Ведется диалог с Правительством г. Москвы по вопросу государственного финансирования православных общеобразовательных учебных заведений. К сожалению, эта проблема пока не решена окончательно.

В настоящее время на московских приходах трудятся 342 катехизатора.

· При Епархиальном совете г. Москвы создана Миссионерская комиссия. На этот орган возлагается ответственность за координацию миссионерский усилий приходов, подворий и монастырей.

Всего на этом поприще трудится 114 человек.

· Активно развивается приходская социальная деятельность. По свидетельству профильной комиссии, сегодня в столице несут послушание 299 социальных работников. Завершено распределение больниц, приютов и домов для престарелых по зонам ответственности приходов.

· На настоящий момент в Москве имеется 253 ответственных за работу с молодежью.

· Совместными усилиями Синодального информационного отдела, Учебного комитета и Отдела по религиозному образованию и катехизации получают богословское образование насельники и насельницы обителей.

· В ответ на прозвучавший в прошлом году из зала вопрос о порядке чинопоследования в Иверской часовне в период Страстной седмицы – Епархиальным советом внесены предложении об отмене акафистного пения в указанный временной отрезок.

· В связи с поставленным на прошлом собрании вопросом о возможности выделения городом социального жилья для многодетных представителей духовенства Отделом внешних церковных связей совместно с Юридической службой Московской Патриархии были проведены переговоры с компетентными структурами городской власти. Достигнуты положительные договоренности. В соответствии с циркулярным письмом Первого викария на приходах было проведено анкетирование, после чего анкеты поступили в Комиссию по социальной деятельности. В списки включены 93 клирика, чьи семьи нуждаются в улучшении жилищных условий. Данный перечень был направлен для дальнейшей обработки в Московскую Патриархию.

·     Юридической службой Патриархии (в ответ на запросы с мест) до сведения московских приходов, монастырей и подворий было доведено содержание приказа Федеральной службы по тарифам, согласно которому расчет тарифов на электрическую энергию для религиозных организаций, содержащихся за счет прихожан, рекомендуется производить аналогично расчету тарифов для населения. Письменные отказы Мосэнерго в применении льготных тарифов следует направлять в Юридическую службу Московской Патриархии для принятия мер реагирования.

·     В соответствии с моим поручением Издательство Московской Патриархии готовит к печати проект издания карманного требника и месяцеслова, включающего имена святых иных Поместных Церквей. После издания он будет доступен всем желающим.

Мир продолжает переживать глубокий кризис в экономике, политике, социальной сфере. О том, что причины этого глобального процесса надо искать в духовно-нравственных ошибках современной цивилизации, говорилось уже не раз.

В 2011 году внимание мирового сообщества и нашей Церкви было обращено в сторону тех стран, которые переживали кровопролитные гражданские войны и революции (и здесь я имею в виду прежде всего Ближний Восток), а также тех, на чью долю выпали испытания крупными стихийными бедствиями.

Русская Православная Церковь не осталась безучастной к трагедии в Японии. Вы знаете, что в марте здесь произошло сильнейшее за последнее столетие землетрясение, которое вызвало цунами и техногенные катастрофы. Стихийное бедствие затронуло северо-восток страны, где начиналось более ста лет назад японское Православие.

По моему благословению был организован сбор средств для помощи пострадавшим. Отдел по церковной благотворительности при поддержке Отдела внешних церковных связей в координации с советом Токийской митрополии уже направил в Японию 1 млн. 400 тыс. долларов США. По оценкам Японской Церкви, для восстановления церковных зданий и выплаты помощи пострадавшим прихожанам требуется 2 млн. 307 тыс. 720 долларов США. Сбор средств продолжается.

Говоря о международных связях нашей Церкви, я хотел бы кратко коснуться темы Всеправославного Собора.

В последние годы предсоборный процесс заметно активизировался. К настоящему времени из 10 тем, вошедших в повестку дня грядущего Собора, восемь были согласованы всеми Поместными Православными Церквами, участвующими в подготовке. Без этого предварительного согласования, которое происходит на всеправославных предсоборных совещаниях, немыслимо дальнейшее движение к Собору. В регламенте работы этого предсоборного органа закреплен принцип принятия решений единогласно, консенсусом.

Однако в феврале этого года не удалось согласовать детали по одной из двух оставшихся тем, а именно – по теме автокефалии. Это подвигло представителей нескольких Поместных Церквей подвергнуть сомнению целесообразность принципа консенсуса в предсоборном процессе и поставить вопрос о его замене принципом большинства голосов.

Такая постановка вопроса очень опасна для судеб Православия. Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался. Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обеспечить рецепцию решений будущего Собора Православной полнотой, что может стать причиной нестроений.

Весьма важной была встреча Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей, состоявшаяся 21 ноября 2011 года в Московском Кремле. Все без исключения участники Собрания высказались за сохранение принципа консенсуса как в предсоборном процессе, так и на самом Соборе, а также имели возможность обменяться опытом возрождения церковной жизни в странах, которые в XX веке испытали небывалые гонения на веру. Мы вместе выразили нашу солидарность с переживающими трудное время христианами Ближнего Востока.

Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата.

Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.

К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.

Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.

Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.

Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.

Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.

Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви.

Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осенённого и благословлённого древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.

И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.

Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.

Неожиданно даже последовательные и непримиримые критики Церкви выразили искреннее удивление происходящим. Позволю себе краткую, но красноречивую цитату из репортажа корреспондента московской радиостанции, известной своей жёсткой критической позицией по отношению к Церкви:

«Находясь в городе Сендае, рядом со взорвавшейся Фукусимой, я получал меньше тревожных звонков от родных и близких, чем когда провёл 14 часов, стоя в очереди к Храму Христа Спасителя… Лучше этой очереди я в своей жизни не встречал. Люди разные, но большинство – молодые женщины лет 25 и немного больше. Много мужчин с фотографиями любимых женщин… Очень много молодёжи, которой это важно и интересно. Это очень дружелюбные, приветливые, интересные, приятные в большинстве своём люди… 20 лет назад мы по 5-6 часов стояли в «Макдоналдс» за гамбургерами, а теперь стоим в храм… Это совсем другая очередь. Я не очень дружу с Господом, - продолжает молодой репортер, - я некрещёный. Оказавшись в храме, я испытал не религиозный восторг и не религиозное счастье, а мне было искренне радостно за тех людей, которым было радостно. Потому что такой честной радости в глазах верующих людей я ещё не видел».

Это свидетельство, тем более ценное, что оно поступило из круга, надеюсь, уже бывших недоброжелателей нашей Церкви.

Итак, эти параллельные России, Россия либерального фундаментализма и Россия исторической православной традиции, неожиданно для себя встретились в Храме Христа Спасителя у ковчега с афонской святыней, благословляющей на новую, выстраданную и зрелую, соборность. Дай Бог, чтобы, пройдя через храм, эти две России вышли обратно в мир вместе.

Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя.

Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.

Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений? 

Во времена испытаний и повреждённых межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра.

Именно поэтому, дорогие владыки и отцы, братья и сестры, устроение правильной и полнокровной общинной жизни является сегодня одной из главных задач. Христианская община исторически формировалась как сообщество не только единоверцев и единомышленников, но и соработников в общем делании во славу Божию и во спасение человека. Это школа духовной солидарности, общения и взаимодействия христиан через молитвенную жизнь. Если современный человек в храме научится слушать и слышать, видеть и прозревать, сострадать и соработничать, он сможет изменить свою модель поведения и в семье, и на работе, и в обществе.

Вот почему столь важны для здоровья церковной общины социальные, молодёжные, образовательные и миссионерские приходские программы, а также внебогослужебные собрания и другие инициативы подобного рода.

Будем же твёрдо помнить, что наш церковный приход – это духовно-социальный феномен, не имеющий аналогов. В своей евхаристической полноте его члены – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9). И как важно, чтобы в эмпирической реальности проявила себя в полной мере эта надмирная природа церковной общины – солидарной и работоспособной группы единомышленников.

Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благоуспешное существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви.

 

Монастыри

Особое место в духовной жизни Первопрестольного града и столичного региона в целом занимают монастыри.

Монастыри призваны хранить древние традиции  иноческого делания, заботясь прежде всего о непреткновенном восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, «исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства».

Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни.

Одна из главных задач, которая стоит ныне перед руководством монастырей, заключается в том, чтобы, не откладывая в сторону планов по реставрации монастырских комплексов, обратить свое внимание на духовную жизнь и нравственное состояние насельников, а также мирян, спасающихся под сенью обителей.

Огромное значение имеет литургическая жизнь монастыря, ее исправность и регулярность. Это тем более легко достижимо, что монахам некуда спешить, ведь в монастыре они уже дома.

Важный показатель состояния духовной жизни обители – отношение её насельников к паломникам и богомольцам. В наших делах должна с особой отчётливостью и теплотой проявляться христианская любовь, изливающаяся на каждого человека, с которым мы вступаем в контакт.

Особое внимание следует обратить на специфику духовного окормления мирян монашествующими. Здесь надлежит соблюдать сугубые такт и осмотрительность, запрещая себе возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые», остерегаясь псевдостарчески руководить каждым их шагом.

При духовном окормлении монахом мирянина необходимо сосредоточиться на руководстве внутренней жизнью души, не покушаясь отнять у ближнего Богом данную ему свободу. Нездоровое стремление проникнуть во все мелочи и частности семейной жизни прихожан и паломников говорит отнюдь не о требовательной любви к ближнему, но об очевидном духовном помрачении.

На сегодня в непосредственном подчинении Патриарху находятся 27 монастырей: 14 мужских и 13 женских.

В мужских монастырях по данным на 2011 год несут послушание 905 насельников, из них мантийных монахов – 683, иноков – 109, послушников, принятых в братию обители, – 113.

За 2011 год в число насельников монастырей было принято 58 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 20 человек.

В женских монастырях несет послушание 771 насельница, из них постриженных в мантию – 364, постриженных в рясофор – 254, послушниц, принятых в число сестер обители, – 153.

За 2011 год в число сестер монастырей было принято 35 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 27 человек.

Итого монашествующих во всех монастырях – 1676, из них постриженных в мантию – 1047, постриженных в рясофор – 363, находящихся на послушании – 266. Всего в монастыри поступило 93 человека, выбыло 47 человек.

Нельзя забывать, что истинная любовь к Богу, к которой призваны все христиане, а в особенности монашествующие, неразрывно связана с любовью к ближним.

Следуя своему монашескому призванию, иноки непременно будут становиться ближе и к страдающим людям, людям обездоленным и скорбящим. Эта любовь взрастит потребность и горячее стремление прийти на помощь заключенным и сиротам, нищим и немощным – ко всем тем, кто нуждается в нашем внимании и заботе.

Пастырское служение и организация приходской жизни

Важнейшим направлением работы Московской епархии является своевременное выполнение «Программы-200», о чем уже упоминалось в статистической части доклада.

Исходя из наличия или отсутствия обременений, определена условная очерёдность подготовки разрешительной документации, освоения земельных участков и строительства:

I очередь – 62 участка,
II очередь – 77 участков,
III очередь – 53 участка,
IV очередь – 17 участков, которые предложено разместить на территориях реорганизуемых промышленных зон.

На сегодня в безвозмездное срочное пользование Церкви передано 29 участков. Для 17 участков найдены инвесторы, для двух – сбор средств идёт методом «народной стройки». На 13 участках фактически начаты строительные работы. Окончание строительства 10 храмов запланировано по графику на III-IV квартал 2012 г. На 6 участках ведутся подготовительные работы.

Строительство храмовых комплексов осуществляется по типовым проектам трех проектных институтов. Проекты предусматривают строительство храмов вместимостью до 300 и 500 прихожан, а также отдельно стоящего дома причта. В некоторых случаях на небольших участках предусмотрено размещение храма на 200 прихожан и уменьшенного дома причта. В случае невозможности постройки дома причта на предоставленном участке предусматривается выделение нежилых помещений в близлежащих домах под нужды храма.

Информация о Программе-200 регулярно размещается в городских, окружных и районных СМИ. Активно работает интернет-сайт Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», где публикуются последние новости об итогах реализации данной Программы.[2]

Представляется важным замечание протоиерея Леонида Ролдугина: «У нас отсутствует методологическая система разных уровней: для больших городских приходов, для малых и сельских приходов, для небольших городов, посёлков, где что-то сделать можно только объединившись в межприходской центр, у которого будет больше возможностей, чем у какого-либо отдаленного отдельного села».

Согласен, что размер прихода, его месторасположение и финансовые возможности во многом определяют объем и характер внебогослужебной деятельности. Однако не думаю, что нам требуется создавать какую-то специальную формализованную методологию, описывающую все возможные случаи. Но вот что действительно важно: викарий, благочинный и настоятель должны совместно определять повестку дня работы каждого прихода с учетом вышеизложенных обстоятельств.

Конечно, все виды приходского служения внутренне связаны между собой, и в той или иной степени все они присутст­вуют в каждой общине. Это и создаёт возмож­ность организации межприходского служения, о котором говорилось как в Патриаршем обращении на прошлогоднем Епархиальном собрании, так и в Постановлении нашего Собрания. В частности, было сказано о необходимости «развивать межприходские проек­ты и инициативы, которые будут способствовать появлению у приходов новых возможностей».

Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.

Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Убеждён, что установление подобных горизонтальных связей между приходами будет полезно и интересно для всех, кто участвует в этих процессах. Поэтому призываю отцов настоятелей и владык викариев обратить самое серьёзное внимание на данный аспект нашего сегодняшнего разговора. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела.

Протоиерей Владимир Головков предлагает: «Необходимы курсы (1-3 месяца) для сотрудников церковных лавок и помогающих в храме. Знание богослужения, основ веры и нравственности для церковнослужителей необходимы. Во многих храмах священники проводят такие беседы на уровне приходов. Хорошо бы разработать основные рекомендации по данному вопросу».

Полагаю, что этот опыт в обязательном порядке следует распространить на все благочиния, на все храмы нашей Епархии. Ибо список дежурных упрёков, которые предъявляют Церкви наши критики, начинается именно с историй о том, кто, как и когда неприязненно встретил их в православном храме.

Протоиерей Владимир Диваков делится мыслями, с которыми нельзя не согласиться и которые полезно услышать всем: «При совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому».

Протоиерей Леонид Ролдугин пишет: «Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.

Задача не в том, чтобы дать учащимся минимальный образовательный набор академически сухих богословских истин, но в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия».

Ещё одно разумное соображение, вытекающее из пастырской приходской практики и касающееся катехизации восприемников крещаемого, поступило от священника Александра Зорина, заведующего канцелярией Синодального отдела по тюремному служению:

«В условиях мегаполиса многие прихожане являются жителями других округов и благочиний Москвы, а также и других епархий, как например жители ближайшего Подмосковья. Современная жизнь такова, что родители находят восприемников среди своих родственников и друзей, живущих, как правило, вдали от храма, в котором они намерены совершить Таинство Крещения своего младенца. К проблеме территориального нахождения восприемников следует добавить и проблему необходимого свободного времени, для организации встречи и проведения предварительных бесед.

Можно допустить, что в случае Крещения младенцев, огласительная беседа с восприемниками может быть проведена не штатным катехизатором, а священником, совершающим Таинство Крещения, в назначенный день совершения Таинства».

По-прежнему труднорешаемой остается проблема отпевания в моргах. Довольно часто воцерковленные люди, присутствовавшие на таких «отпеваниях», задают вопрос: «Можно ли считать, что по новопреставленному совершено действенное отпевание, если служивший «священник», судя по многим признакам, таковым не является?».

В 2009 году на Епархиальном собрании поднимался вопрос о ситуации в моргах. К сожалению, нередки случаи, когда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженые в священнические одежды.

Несмотря на остроту вопроса, он так и не был разрешен в минувшие два года.

Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.

Между тем в нынешнем году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке заняться решением этого вопроса.

 

Информационное взаимодействие Церкви с обществом

Начну с формальных напоминаний. В уходящем году были реализованы решения Священного Синода, согласно которым газеты и журналы, распространяющиеся в храмах, а также в специализированных магазинах, должны были получить специальный гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом». В настоящее время такой гриф имеют 45 изданий г. Москвы. Журналу «Благодатный огонь» в получении грифа было отказано.

А теперь мне хотелось бы высказать несколько существенных замечаний о присутствии Русской Православной Церкви в российском медийном пространстве.

Сегодня Церковь в лице своих московских клириков довольно широко представлена в общенациональных средствах массовой информации. Наши священники ведут авторские программы на влиятельных радиостанциях, регулярно выступают с комментариями и изложением экспертного мнения в телепередачах, в печатных СМИ, в новостных блоках информационных агентств.

Эта ситуация разительно отличается от того положения вещей, которое существовало в отечественных СМИ ещё 10-15 лет назад. Вместе с тем пастырское слово наших собратьев далеко не всегда звучит для светского зрителя, слушателя, читателя весомо и доказательно.

Иногда наша скованность и недостаточная убедительность объясняются не изжитым с предшествующих времён синдромом случайного гостя, когда представители Церкви были вынуждены чувствовать себя благодарными той или иной редакции уже за сам факт приглашения к разговору. Но времена изменились, а некоторые из нас измениться не сумели.

В других случаях наши батюшки и даже отдельные епископы оказываются неспособными выйти в своих речениях за пределы привычного для них и уже хорошо известного аудитории набора этических максим, воспринимаемых слушающими и читающими как предсказуемые благочестивые банальности. Такие слова не могут затронуть ум и сердце, увлечь современного человека.

Не секрет, что светские СМИ даже теперь не спешат честно и исчерпывающе информировать своих зрителей, читателей и слушателей о важнейших инициативах Церкви, если только не находят в них элементов сенсационности.

Так, в национальной прессе в своё время были практически проигнорированы около десятка заявлений Священного Синода в связи с драматичной ситуацией в Чечне. Гласом вопиющего в пустыне осталось и выдержанное в достаточно жёсткой тональности обращение Церкви к светской власти в связи с массовыми задержками заработной платы. Та же ситуация – с освещением позиции Межрелигиозного совета России по самым острым и болезненным проблемам, стоящим перед нашим полиэтническим обществом.

Отдельные наши собратья, стремясь к тому, чтобы всякое высказанное ими мнение обязательно попало на ленты информационных агентств и вызвало волну комментариев в Интернете и на радио, начинают облекать свои заявления и инициативы в экстравагантные, провокативные формы. Ожидаемый эффект, конечно, достигается, но наряду с этим и в адрес нашей Церкви звучат нелестные эпитеты, а наши критики и недоброжелатели получают обильную пищу для очередных нападок, иронии и сарказма. В результате в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ Православия.

Многие в этом зале хорошо знают, что бывают случаи, когда, нарушая непосредственно в прямом эфире ранее достигнутые договоренности с представителями Церкви, журналисты намеренно ставят клириков в неловкое положение.

Нередко складывается впечатление, что наши собратья приходят на дискуссии и дебаты недостаточно подготовленными. А ведь им зачастую приходится вести разговор с людьми весьма искушёнными, умело обращающими нашу неподготовленность против Церкви Божией.

Конечно, нельзя совсем отказываться от контактов с прессой. Это путь, ведущий Церковь к самоизоляции и капитулянтству. А ещё – добровольный отказ от нашего призвания, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16).

Если телевидение часто помимо вашей воли может втянуть вас в сомнительную дискуссию в жанре ток-шоу, то радио в этом отношении является гораздо более привлекательной трибуной для духовенства. Отец Леонид Ролдугин вспоминает такие прекрасные, действенные примеры радиопроповедей, которые дали нам епископ Василий Родзянко на Би-Би-Си и митрополит Антоний Блум. Эту традицию надо возрождать, и, насколько мне известно, такие попытки уже есть, и они весьма успешны: московские клирики по согласованию с Синодальным информационным отделом ведут интерактивные передачи на радиостанциях. Нередко им приходится держать удар, выслушивать многое, но ведь евангельское свидетельство никогда не было простой задачей.

Отдельный вопрос – наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью.

Призываю общины каждого будущего московского храма создать в Интернете страничку своего прихода, не дожидаясь, пока будут возведены стены и благоустроена храмовая территория. Такие сайты должны продемонстрировать, что строительство ведется для людей, которые уже осознали свою общность и мыслят себя как приход.

Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга и поможет тем, кто нередко посещает сайты наших храмов в поисках необходимой информации.

В настоящее время создан сайт Московской городской епархии, который уже начал работать (moseparh.ru).

Интернет является важным подспорьем настоятелю и клиру в организации работы с молодыми людьми. Но, начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе.

Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети «ВКонтакте» миссионерский проект «Батюшка онлайн». Этот проект создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы.

*    *    *

Думаю, в каждом из приходов есть талантливые люди, имеющие силы и время участвовать в информационной деятельности Церкви. Ваша задача – найти этих людей и предложить им внести свою лепту в общее дело евангельского свидетельства. Такое взаимодействие должно сильнее сплотить прихожан, выстроить живую связь паствы с духовенством.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия.

Социальная деятельность приходов города Москвы

Социальное служение – важнейшая составляющая церковной миссии. С древнейших времен и доныне последователи Христа призваны в своей жизни сопрягать дело веры и труд любви (см. 1 Фес. 1, 3). Реалии нашего времени таковы, что именно в крупных городах в наибольшей степени сконцентрированы слабо защищенные социальные группы людей. Все они нуждаются в нашей помощи, поддержке, соучастии. Выражая благодарность всем потрудившимся в минувшем году на этом поприще, хотел бы привлечь ваше внимание к конкретным цифрам, фактам и проблемам в этой сфере церковной деятельности.

Сегодня в Москве насчитывается:

- 46 групп милосердия;
- 53 пункта приема и распределения пожертвований;
- 25 групп помощи заключенным;
- 19 благотворительных столовых;
- 10 патронажных служб при храмах;
- при 11 храмах действуют службы помощи семье;
- 3 богадельни, в четвертой богадельне в Черкизове завершаются ремонтные работы;
- 4 детских дома;
- в 4 храмах есть юридические службы;
- в 22 московских храмах и монастырях в различных формах оказывают помощь алко- и наркозависимым (работают 20 групп самопомощи, 3 центра реабилитации, 4 трезвеннических общины).

Это, без сомнения, впечатляющие цифры.

На прошлогоднем Епархиальном собрании особое внимание было обращено на создание межприходских программ и инициатив, а также общеепархиальных начинаний в сфере служения милосердия. Во всех благочиниях города Москвы прошли выборы комиссий по социальному служению в благочинии.

В столице регулярно проходят межприходские городские благотворительные праздники[3], которые дают прихожанам возможность познакомиться с различными социальными инициативами приходов и привлечь необходимые средства.

В Московской службе милосердия на протяжении нескольких лет существует специальный телефон доверия и помощи.
 

Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете была проведена работа по закреплению за приходами лечебных стационарных учреждений. На сегодня такие связи установлены со всеми московскими больницами, за исключением 5 медучреждений, имеющих закрытый ведомственный режим работы, и около 10 больниц, руководство которых по разным причинам отказалось от сотрудничества с приходами.

Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы проведены совместные рабочие совещания руководства домов ребенка и священнослужителей, окормляющих эти учреждения.

Особое место занимает вопрос православного погребения крещёных детей-сирот. В некоторых домах ребенка участки земли для захоронения детей приобретались сотрудниками на собственные средства.

Полагаю необходимым обратиться к властям с просьбой содействовать решению вопроса о выделении специального участка земли на одном из московских кладбищ для погребения детей-сирот.

В 2011 году продолжили свою работу крупные благотворительные столовые для бездомных5, которые каждый день кормят свыше 150 человек, а также пункты выдачи одежды6  и мобильные службы помощи бездомным7.

На Рождество Христово и на Пасху на всех вокзалах Москвы в Центрах социальной адаптации «Люблино» и «Филимонки» бездомных поздравили с праздниками и вручили подарки от Патриарха.

Кроме того, в некоторых храмах регулярно служится молебен и принимается исповедь у бездомных около автобуса помощи8.

Конечно, остаются и проблемы, подчас труднообъяснимые. Так, не получила поддержки местных властей инициатива прихода Космы и Дамиана в Шубине по организации благотворительной столовой при храме, расположенном в центре столицы, в связи с чем было направлено ходатайство с просьбой предоставить альтернативное помещение для кормления бездомных.

В холодное время года этим людям грозит опасность погибнуть на улицах города от обморожения. Для решения этой проблемы предполагается создание пунктов обогрева, в которых бездомные могли бы переночевать в тепле9.

В настоящее время в Московской епархии насчитывается 12 общин милосердия. Численность каждой из них – от 30 до 150 человек.
Московские сестричества также принимали активное участие в организации и работе первого Общецерковного съезда руководителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия.  Это мероприятие сыграло важную роль в координации социальных начинаний в масштабах всей Церкви.

Что касается развития взаимоотношений с МЧС, по моему благословению группа столичных священнослужителей и сестер милосердия прошла обучение в московском Учебно-методическом центре гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с целью оказания скорейшей и наиболее действенной помощи пострадавшим и их близким. Всего прошли обучение 42 священнослужителя и 20 сестер милосердия. 19 священнослужителей назначены внештатными сотрудниками Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Наша Церковь принимала активное участие в помощи пострадавшим и их родственникам после теракта в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года , пострадавшим в результате стихийных бедствий в Японии, родственникам погибших пассажиров теплохода «Булгария» в июне 2011 года , родственникам хоккеистов, погибших в результате авиакатастрофы под Ярославлем , участвовала в сборе помощи для пострадавших от наводнения в Таиланде осенью этого года.

Священнослужители из группы помощи при чрезвычайных ситуациях дежурят в штаб-офисе при Марфо-Мариинской обители. Организовано взаимодействие с координаторами добровольцев и волонтёров службы «Милосердие», с Епархиальной комиссией по церковной социальной деятельности, а также дежурство на телефоне справочной службы «Милосердие»  для оказания пастырской духовно-психологической помощи людям в кризисных ситуациях. Установлено взаимодействие онкопсихологов со Службой телефона «горячей линии». В рамках этой программы московские клирики дежурят на телефоне, по которому звонят люди с онкологическими заболеваниями.
На прошлом Епархиальном собрании особенное внимание руководителей московских приходов было обращено на проблему помощи страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. Очевидно, это одна из острейших проблем в нашем обществе.

В настоящее время в 22 московских приходах и монастырях в различных формах оказывается систематическая помощь людям, страдающим этими недугами. Работает 20 групп самопомощи, 3 центра реабилитации алко- и наркозависимых, 4 трезвеннических общины.

Важным аспектом деятельности Церкви, имеющим огромную социальную значимость, является помощь малообеспеченным и многодетным семьям.

Ни один приход не способен организовать помощь всем категориям нуждающихся, поскольку это требует огромных финансовых и организационных ресурсов. Однако в каждом приходе необходимо составить список многодетных и малообеспеченных семей и прихожан для организации им адресной помощи.

Сегодня Церковью ведется разнообразная работа с семьями: создаются семейные клубы, клубы молодых мам, клубы взаимопомощи, приходские детские сады или группы. Также было бы целесообразно создать единую систему взаимопомощи московских приходов, чтобы объединить имеющиеся у разных храмов инструменты помощи многодетным в масштабах Москвы: консультационную, психологическую, благотворительную помощь. Комиссии по церковной социальной деятельности следует озаботиться созданием такой системы.

В пяти московских храмах регулярно служится молебен для беременных женщин и членов их семей о благополучном течении беременности и здравии имеющих родиться младенцев.

Настоятелям храмов рекомендуется направлять ответственных за социальную работу на обучение. С этой целью было открыто отделение социальной и молодежной работы на миссионерском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сейчас на отделении учится 120 человек из 22 епархий, что недостаточно, учитывая потребности нашей Церкви.

78 ответственных за социальное служение на приходах в Москве в минувшем году прошли краткосрочные курсы повышения квалификации.
По мнению Преосвященного епископа Иринарха, курирующего Андреевское благочиние, наиболее распространенными проблемами являются:

- нехватка транспорта для вывоза пожертвованных вещей из пунктов приёма в пункты распределения, для отправки посылок заключенным;
- нехватка помещений;
- нехватка добровольцев и волонтёров молодого и среднего возраста.

Следует поощрять практику, при которой состоятельные семьи, являющиеся членами общины, берут под свой патронаж многодетные нуждающиеся семьи других прихожан. 

Социальная деятельность была бы гораздо продуктивнее, если бы на уровне епархии существовала единая информационная сеть, посредством которой соцработники различных храмов могли бы в режиме реального времени обмениваться информацией и опытом, быть в курсе новостей и событий в сфере социального служения.  Комиссии поручается заняться этим важным вопросом.

Наряду с нерешёнными проблемами есть и достижения, касающиеся применения высоких технологий в сфере социального служения. Так, Синодальным отделом по благотворительности организованы регулярные онлайн-семинары по различным направлениям социального служения, в которых принимают участие до 300 человек из разных стран.

Социальная работа включает в себя множество разных направлений. Справиться со всем этим объёмом и разнообразием задач никакому приходу не по силам. Поэтому каждый приход должен выделить для себя одно-два наиболее важных и посильных направления социальной деятельности либо те вопросы, в решении которых уже накоплен необходимый опыт и имеются подготовленные исполнители.

В Москве ведется активная работа с людьми, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Согласно отчету профильной Комиссии при Епархиальном совете Москвы, во всех следственных изоляторах Москвы имеются домовые храмы. Кроме того, в 2011 году были проведены значительные работы по восстановлению и строительству отдельно стоящих храмов при некоторых учреждениях ФСИН.

Во всех столичных следственных изоляторах 2-4 раза в неделю совершаются Божественные литургии, служатся водосвятные молебны, проводятся катехизаторские беседы с заключенными.

Епархиальной комиссией по социальному служению в местах лишения свободы сформированы волонтёрские отряды мирян, которые помогают готовить заключённых к принятию Таинств.

В следственном изоляторе №1 также регулярно проходят индивидуальные беседы со всеми желающими. Там же проводят катехизацию сотрудники общества «Вера, Надежда, Любовь».

По традиции на праздники Рождества Христова, Пасхи Господней и Покрова Пресвятой Богородицы организуется поздравление заключенных следственных изоляторов города.

На протяжении вот уже девяти лет функционирует интернет-сайт Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете Москвы.

На ведомственных интернет-сайтах Управления ФСИН по Москве и следственных изоляторов также размещена информация о храмах в соответствующих подразделениях, а также о трудах Православной Церкви в области пастырского окормления заключенных. Следует отметить активность храмового интернет-ресурса Бутырского следственного изолятора.

Продолжение>>


[2] http://www.200hramov.ru/

[3] 25 сентября сего года в Марфо-Мариинской обители был проведен день благотворительности «Белый Цветок», в котором приняли участие московские приходы, сестричества, воскресные школы центрального благочиния, добровольцы службы Милосердия. В этот день Марфо-Мариинскую обитель посетило более 3 тысяч человек и было собрано более 2 млн. рублей, необходимых для работы детского паллиативного отделения (хосписа) при Медицинском центре Марфо-Мариинской обители.

В Даниловском благочинии такой день благотворительности и милосердия с успехом и достойными результатами прошёл на территории храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

[4] Телефон доверия и помощи: 542-00-00. С октября нынешнего года по этому телефону можно связаться с дежурным священником. В череду этих дежурств изъявили желание быть включенными более 40 московских клириков, и это весьма отрадный факт. Ежедневно за пастырским советом по этому телефону обращается более 20 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации.

[5] Действуют при храмах Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, Успения в Путинках, Космы и Дамиана в Шубине.

В 2011 году начал кормление бездомных на Киевском вокзале православный благотворительный фонд «Толк и польза». Вначале кормление осуществлялось два раза в неделю, потом увеличилось до трех раз. Со временем к раздаче питания была присоединена выдача пожертвованной сезонной одежды.

[6] В 2011 году по инициативе Православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные дети» и храма Апостола Иакова Зеведеева начал работу пункт выдачи одежды. Пункт работает два дня в неделю, в непосредственной близости от Курского вокзала.

[7] «Автобус Милосердие» РОО «Милосердие», Служба помощи бездомным Благотворительного фонда «Помощник и покровитель», волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети», волонтёры из храма во имя святой мученицы Татианы, группа помощи бездомным при Валаамском подворье.

[8] С начала 2011 года два раза в неделю клирики храма Троицы в Хохлах и подворья Валаамского монастыря совершают молебны и принимают исповедь у бездомных. Молебны служатся также на Курском и Павелецком вокзалах, где массово пребывают лица без определенного места жительства

[9] Для организации пунктов обогрева предполагается использовать пневмокаркасные здания.

[10] При большинстве московских приходов существуют группы милосердия меньшей численности, но они постепенно возрастают в своем служении.

[11] Съезд проходил с 7 по 9 июля 2011 года в Марфо-Мариинской обители. Форум собрал более 300 человек из 92 епархий Московского Патриархата в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Латвии, Эстонии, Франции, Литве, Узбекистане. Центральным событием съезда стала Патриаршая Литургия в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В рамках съезда состоялось общее собрание Ассоциации сестричеств, в котором приняли участие 130 представителей 62 сестричеств из 40 епархий, находящихся на территории России, Беларуси и Украины.

[12] Через 2 часа после преступления священнослужители прибыли на место трагедии в аэропорт. В оперативном штабе МЧС в гостинице «Орехово», куда приезжали родственники пострадавших, было организовано дежурство священнослужителей. Пострадавших, находившихся в московских больницах, на следующий день после взрыва посетили клирики близлежащих приходов.

[13] Недалеко от места трагедии круглосуточно дежурили клирики Казанской епархии, которые духовно опекали родственников погибших, оказывали психологическую помощь.

[14] В епархии был открыт телефон «горячей линии».

[15] Телефон Справочной службы «Милосердие»: 972-97-02.

[16] Также врачами, психологами и священнослужителями проводятся совместные обучающие семинары по темам «психологические особенности работы по телефону с умирающими, тяжелобольными и их родственниками», «особенности пастырской помощи умирающим, тяжелобольным и их родственникам».

[17] На это нацелена программа «От семьи к семье», реализуемая под патронажем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

[18] Здесь также можно было бы разместить банк приходских вакансий, получать и передавать сведения о кандидатах на должность социальных работников. Помимо этого, весьма актуален обмен информацией о нечестных людях, обращающихся в социальные службы различных храмов с целью получения помощи Церкви обманным путём.

[19] В некоторых епархиях, таких как Тульская, Луганская, Улан-Удэнская, организованы целые группы участников таких семинаров. В настоящий момент в рамках курса насчитывается 1200 участников, более 200 из них изъявили желание получить удостоверение государственного образца о повышении квалификации, необходимое для последующего трудоустройства.

[20] В Бутырском изоляторе за счет разборки межэтажных перекрытий на четырёх этажах полностью восстановлен внутренний объём храма. Помимо этого, в Бутырском изоляторе в отделении для психически больных была обустроена молельная комната.

В СИЗО № 5 завершены наружные отделочные работы строящегося храма во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 2011 году благодаря активному взаимодействию с центральным аппаратом ФСИН были выделены 2 комнаты для обустройства домового храма в Лефортовском следственном изоляторе.

В следственном изоляторе №1 был освящен домовый храм во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы, где окормляются подследственные, обвиняемые в совершении преступлений средней тяжести. Кроме того, в 9 корпусе данного учреждения, где расположен специзолятор для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, начато устройство дополнительного домового храма во имя св. Иоанна Русского.

[21]В изоляторе № 5 для подростков, содержащихся под стражей за совершение особо тяжких преступлений, волонтёры занимаются с заключёнными изучением Основ православного вероучения. В том же изоляторе организованы катехизаторские беседы для отряда хозяйственного обеспечения.

[22] www.t-sluzhenie.ru


 

© 2007-2020 Богоявленское благочиние
При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.bogoyavlenskoe.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

НАВЕРХ