Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)

ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской городской епархии 


Начало (стр.1) >>

Церковь и молодежь

Обращаясь к молодежному разделу своего доклада, хотел бы сразу отметить, что это направление нашей соборной работы одновременно и исключительно важное, и необычайно сложное.

Важное оно потому, что именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. Молодое поколение, по чужой, а где-то и по своей вине лишилось таких традиционных источников житейской мудрости, как отеческий совет, мнение авторитетных наставников в школе и в кругу друзей семьи, чтение классики, добротные кинематографические картины. Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения.

Сложна церковная работа с молодежью потому, что, как выразился в своем рапорте отец Леонид Ролдугин, молодые люди «заряжены на другие интересы. И ежедневно происходит мощная подзарядка молодежи в СМИ на успех, на лидерство, на карьеру, на деньги, на развлечения, на удовольствия, на “драйв” и “адреналин”». Они не готовы воспринять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, <…> потому что все в мире – похоть очес, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15–16). Именно мирского они и ищут, именно к мирским радостям их подталкивает возраст и окружающая действительность, а нам надо убеждать их в приоритете иной, горней реальности.

Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь – будущее нашей Церкви и страны. И, судя по отчету Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы, сделать в этом направлении удалось немало. Позволю себе привести некоторые ключевые цифры и факты.

В настоящее время в большинстве действующих приходов Москвы назначены штатные ответственные за молодежную работу. На расширенной городской коллегии, проведенной епархиальной Комиссией, присутствовали ответственные из 255 храмов. В 96 храмах Москвы действуют православные молодежные объединения. Это не означает, что в остальных приходах не ведется никакой работы с молодежью, просто пока она находится в начальном состоянии.

Во многих храмах силами молодежи осуществляется социальная работа. Молодые люди организуют разнообразные выставки, концерты, благотворительные ярмарки, творческие вечера, паломнические поездки. В некоторых благочиниях, как например, в Успенском и Преображенском, работа налажена очень системно, с использованием смс-оповещения и т.д. Эффективной оказалась такая межприходская модель, когда приходы сообща участвуют в начинаниях друг друга, имея при этом свой индивидуальный план. Я рад, когда на местах есть трезвая оценка ситуации и текущих возможностей. Но трудности не должны быть поводом к тому, чтобы,  ссылаясь на недостаток ресурсов, ничего  не делать. Необходимо, с одной стороны, дерзновение, с другой – реалистичное планирование этой работы.

Важно относиться с пониманием к тем людям, на чьи плечи легла эта непростая задача – вовлекать молодежь в непривычный для нее образ жизни, заинтересовывая тем, от чего ее отучает окружающий мир. И уж, конечно, ответственные за молодежную работу должны получать вознаграждение за свой труд. Отчеты показывают: там, где работа ведется несистемно и не на профессиональной основе, результатов практически нет.

Что касается подготовки квалифицированных кадров, то в целях обучения ответственных за молодежную работу на приходах в текущем году были организованы краткосрочные курсы в рамках Школы православного молодежного актива «Вера и дело». Обучение на них осуществляется при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного института св. Иоанна Богослова. Слушатели курсов овладевают практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы на приходах, получают знания по управлению проектами, развивают свои организаторские навыки, а также изучают особенности работы с различными целевыми группами. Полезной для слушателей курсов является возможность ознакомиться с опытом работы приходских молодежных организаций. К сожалению, не получила развития и практически свернута долгосрочная программа подготовки специалистов по специальности «Организация работы с молодежью» на отделении молодежной и социальной работы в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В Православном институте св. Иоанна Богослова открыта кафедра-центр молодежного служения, и в настоящее время проходит лицензирование специальности «Организация работы с молодежью». При поддержке Департамента семейной и молодежной политики Москвы в 2011 году были проведены выездные семинары «Вера и дело» для православных молодежных лидеров столицы.

Особая проблема, упоминающаяся в ваших отзывах, это проблема коммуникации с молодежью, её закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир – он возвышает человека. Надо привлекать не напускной простоватостью, а глубиной евангельских идей и призывов.

К сожалению, массовая культура и даже система современного образования значительно упростили картину мира, сведя мотивацию человеческих и общественных поступков до инстинктов и соображений удовольствия и выгоды. Люди начинают уставать от этой ложной картинки. Молодое же поколение, хотя и подвержено рекламному воздействию, своей еще чистой душой все-таки чувствует здесь некоторую фальшь. И вы, как духовные наставники, должны открывать юношам и девушкам глаза на мир, проговаривать им то, о чем не говорят родители и учителя, приучать их к критическому мышлению.

Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью. Привлекайте опытных школьных учителей, приглашайте преподавателей из передовых вузов. Предлагайте юным сложное кино и непростую литературу, пусть даже и не богословского характера. Обсуждайте с подростками реальные проблемы современной жизни, рекомендуйте им обращаться к добротной литературе и интернет-ресурсам. Очень живые, яркие дискуссии ведутся молодыми людьми на страницах упомянутого мною сайта «Православие и мир». Заглядывая туда для получения ответов на интересующие их вопросы, люди потом оказываются вовлеченными в диалог о важных проблемах семьи и общества. Там публикуются и молодые священники-полемисты, и опытные духовники.

Тот факт, что на сайты «Pravoslavie.ru» и «Pravmir.ru» заходят 50-60 тысяч людей в день говорит о том, что современникам становится интересна жизнь Церкви, поскольку секулярный мир не способен дать исчерпывающие ответы.

Говорить с молодежью надо избегая чрезмерной назидательности и менторства, потому что современные молодые люди хотят быть равноправными участниками общественной жизни. Пусть дерзают, дайте им возможность осуществлять взрослые дела даже тогда, когда вам кажется, что они еще к этому не готовы. Поручайте им социальные проекты, благотворительные начинания. Пусть они сами их организуют. Осознание, что всё сделано их руками, заставит многих ценить приходскую жизнь, поскольку именно здесь они оказываются субъектами, а не объектами деятельности взрослых. «Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 13 на книгу Бытия, 4).

Наша молодежь отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Религиозное образование, катехизация
и духовное просвещение
 

В настоящее время уже почти в каждом приходе существует штатный педагог-катехизатор, который проводит беседы с желающими приступить к Таинствам Крещения и Венчания. Хотелось бы вновь обратить ваше внимание на то, что разъяснять основы веры, значение Таинств и важность жизни в церковной ограде нужно не только взрослым крещаемым, но и восприемникам.

К сожалению, в силу ряда причин катехизаторы иногда весьма формально подходят к своей работе, стремясь внушить человеку лишь набор необходимых сведений о Православии. Но такое знание зачастую остается бесплодным, чем-то внешним, редко приносит обильные всходы на ниве Господней, если не подкреплено глубокой верой и искренним желанием жить по заповедям Христовым. Беседа катехизатора с новоначальным должна стать разговором от сердца к сердцу, дабы готовящийся приступить к Таинству утверждался в вере, действующей любовью (см. Гал. 5, 6) и основанной не на мудрости человеческой, как говорит апостол, но на силе Божией (см. 1 Кор. 2, 5). Очень важно, чтобы катехизатор сумел возжечь огонь искренней веры в сердцах приступающих к Крещению или Венчанию, дабы принятие Таинства было осмысленным и стало потребностью души, а не желанием лишь следовать некой «моде» или поступать в соответствии с принципом «так делают все».

За минувший год на многих приходах столицы открылись воскресные школы не только для детей, но и для взрослых, где организованы творческие кружки вокала, хорового пения, рисования, рукоделия24.  Считаю весьма полезным опыт организации военно-патриотических секций для детей. Уверен, это будет способствовать формированию у молодого поколения чувства любви к родной земле, к ее культуре и традициям25.

По данным Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, общее количество воскресных школ в столице – 229, количество учащихся детей – 10 777 человек, взрослых учащихся – 6 455 человек. Ведется работа по стандартизации учебного процесса в воскресных школах.

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в настоящее время подготовлены для широкого обсуждения проекты следующих документов: «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; «Типовой Устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Воскресная школа религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви»; «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) на территории Российской Федерации»26.  Ознакомиться с ними можно на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации27.

Ведется разработка учебно-методического комплекта по курсу «Закон Божий» для преподавания в воскресных школах, который будет включать в себя учебное пособие для детей, для учителей, рабочую тетрадь и комплект наглядных приложений.

Но, тем не менее, мы имеем ряд нерешенных вопросов. Одна из проблем, о которой говорилось еще на прошлом Епархиальном собрании и которую пока не удалось устранить, – нехватка помещений для организации школ, приходских библиотек, проведения творческих встреч и мероприятий. А там, где приход находит место для ведения такой деятельности, зачастую не хватает финансовых и кадровых ресурсов.

Важной и актуальной темой является поиск новых форм обучения, в которых творческий аспект занимал бы большее место в учебном процессе. По справедливому замечанию прот. Вячеслава Шестакова, настоятеля Патриаршего подворья в Зарядье, учащиеся зачастую воспринимают преподавателя как ментора и диктатора, а не как наставника и старшего товарища. Личность учителя имеет огромное воспитательное значение. Юное поколение нуждается прежде всего в действенных живых примерах. Как писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»28.

К сожалению, нередко получается так, что учащиеся воспринимают посещение воскресной школы как некую дополнительную обязанность, не связанную с их церковной жизнью. Такое отношение со временем может оттолкнуть их и от самой Церкви. Предлагается сочетать послушания в храме с обучением в школе, чтобы дети почувствовали свою причастность к общеприходской жизни.

В современных условиях социальной разобщенности и атомизированности Церковь особо должна дорожить единством духа во Христе и к этому же призывать всех своих верных чад. Как уже говорилось ранее, полезно организовывать совместные концерты и мероприятия воскресных школ и молодежных клубов хотя бы на уровне нескольких приходов или всего благочиния29.

Вообще важно осознать, что статистика не является главной целью и за количественными показателями гнаться не надо. К этому призывают и опытные пастыри. Так, например, отец Леонид Ролдугин верно подметил, что такая погоня за «стахановскими рекордами» выливается чаще всего в «тщеславные отписки, многотомные бухгалтерские, чиновничьи отчеты, прикрывающие внутреннюю пустоту и безделье».

Еще одним вектором церковного служения в Москве является развитие православных общеобразовательных школ.

В настоящее время остро стоит проблема финансирования православных учебных заведений.

Осенью 2011 году были внесены изменения в ряд законов, касающихся общего образования в столице. В частности, исключены положения о равенстве прав государственных и негосударственных образовательных организаций в области требований, норм и правил, условий социального обеспечения и оказания поддержки для работников, предоставления помещений и льгот по их оплате.

Кроме того, исключено положение о финансировании негосударственных образовательных организаций по нормативу на каждого ученика. Сейчас православные школы получают бюджетное финансирование по минимальному нормативу средней школы30.

Сложность ситуации состоит в том, что при отсутствии законодательно закрепленной обязанности бюджетного финансирования негосударственных общеобразовательных организаций гарантий получения субсидий у наших школ нет.

Отдельный значимый аспект духовно-просветительской деятельности Церкви – взаимодействие со светскими учебными заведениями. Многие приходы ведут весьма активную работу в этом направлении31.

К сожалению, приходы не всегда встречают доброжелательное отношение школьного руководства. Некоторые настоятели сетуют на отказ средних учебных заведений в сотрудничестве по вопросам религиозного просвещения.

По сведениям Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в течение трех последних лет в тридцати столичных школах и пяти детских садах проводятся экспериментальные курсы по истории и культуры религий, в частности курсы «Истоки» и «Основы православной культуры». Данные учебные заведения при организационной поддержке Синодального отдела, согласованной с Департаментом образования Москвы, могли бы стать стартовыми площадками для реализации в столичном регионе Федерального проекта по расширению преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» в 2012 году.

Сообщаю вам, что в результате поддержанных руководством государства усилий, предпринятых представителями традиционных религий нашей страны и, в первую очередь, Русской Православной Церковью, а также научно-педагогическим сообществом и родителями учащихся, принято решение о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах всех субъектов Российской Федерации с сентября 2012 года. Для столицы это означает следующее: по предложению Министерства образования и науки РФ преподавание православной культуры будет вестись в рамках новой предметной области (комплексного учебного курса) во всех школах нашего города в течение одного учебного года в начальной школе (4 класс).

Введение Основ православной культуры – один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.

Среди первоочередных мер назову:
• викариям-кураторам следует назначить в благочиниях лиц, ответственных за работу с Департаментом образования Москвы и школами, за взаимодействие с Отделом религиозного образования и катехизации по вопросам введения и преподавания Основ православной культуры;
• названные лица должны по возможности пройти краткую профессиональную подготовку в Синодальном ОРОиКе;
• нужно продумать и выстроить систему работы с родителями школьников во всех приходах Москвы;
• епархиальной комиссии по православным школам следует наладить взаимодействие с методическими учреждениями города, Федеральным институтом развития образования, Московским институтом открытого образования для того, чтобы гарантировать участие Церкви в подготовке учителей по Основам православной культуры.

Юридические вопросы

Специальные разделы национального законодательства, регулирующие организационные, имущественные и иные практические аспекты жизни религиозных общин, имеют исключительное значение в деле устроения бытия земной Церкви. Для верующих этот фактор одинаково важен во все времена и при любом социально-политическом укладе.

Изменения в действующем законодательстве

Напомню, что в прошлом году вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
 

Также в прошлом году был принят Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

С начала нынешнего года действует Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Достаточно подробное разъяснение этих законодательных новелл с точки зрения церковно-юридической практики было представлено мною в рамках предыдущего Обращения к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 22 декабря 2010 года. Я призываю духовенство использовать этот документ как для выработки общего представления об изменениях в действующем законодательстве о религиозных организациях, так и для конкретных уточнений по тем или иным возникающим вопросам.

Сегодня я продолжу свой обзор обновляющейся законодательной базы, на которой основываются наши с вами церковные труды.

Итак, уже упоминавшийся и чрезвычайно важный для Церкви Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

На протяжении 2011 года Правительство Российской Федерации и Минэкономразвития России приняли шесть подзаконных актов, необходимых для реализации данного закона.

Этими подзаконными актами определены:
- государственные органы, уполномоченные принимать решения о передаче религиозным организациям федерального имущества;
- перечень документов, подлежащих предоставлению в данные органы для решения вопроса о передаче имущества;
- состав и порядок работы комиссии по разрешению разногласий, возникающих в процессе передачи имущества;
- формы решений государственных и муниципальных органов о передаче имущества и примерные формы договоров безвозмездного пользования;
- порядок формирования плана передачи федерального имущества, закрепленного за федеральными учреждениями и предприятиями.

Необходимые подзаконные акты приняты также и Правительством Москвы.
 

Таким образом, правовая база, регламентирующая безвозмездную передачу религиозным организациям государственного и муниципального имущества религиозного назначения, полностью подготовлена.

Следует отметить, что в её формировании непосредственное участие приняли представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Юридическая служба Московской Патриархии.

В нынешнем году также были приняты подзаконные акты, необходимые для реализации Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В июле 2011 года Министерство экономического развития направило в субъекты Российской Федерации Методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в которых решены некоторые вопросы оказания такой поддержки за счет средств региональных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Указанные документы могут быть использованы социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе православными религиозным организациям и образовательными учреждениями, в качестве руководства по вопросам получения субсидий из федерального и региональных бюджетов.

При этом важно отметить, что имущественная и финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому в Москве должны быть приняты специальные нормативные правовые акты, уточняющие порядок предоставления такой поддержки.

Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви и общества и Юридической службе Московской Патриархии надлежит озаботиться участием в их разработке.

Согласно Статье 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает финансовую помощь религиозным организациям в реставрации зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Правительством Москвы подготовлен проект постановления, который определяет порядок распределения и предоставления религиозным организациям субсидий из бюджета города Москвы на проведение ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности и переданных в пользование указанным религиозным организациям.

Главной особенностью данного документа является закрепление в нем механизма предоставления бюджетных субсидий непосредственно религиозным организациям, а не организациям-подрядчикам, которые определяются органом государственной власти по результатам конкурса.

Согласно проекту данного постановления, упомянутые субсидии будут предоставляться на проведение работ по сохранению объектов, находящихся как в собственности города Москвы, так и в федеральной собственности.

Вместе с тем вопрос о предоставлении бюджетных субсидий на проведение работ по сохранению объектов, находящихся в собственности религиозных организаций, до настоящего времени законодательно не урегулирован, хотя имеется принятый в первом чтении законопроект, предусматривающий такую возможность. Данный законопроект будет рассматриваться Государственной Думой нового созыва.

Согласно упомянутой Статье 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает финансовую помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями.

Законом города Москвы от 18.05.2011 № 18 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области образования» преобразован порядок бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций за счет средств городского бюджета.
 

Так, отменены положения, обязывающие город Москву осуществлять финансирование негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Вместе с тем данным образовательным учреждениям предоставляется право получать городское финансирование в форме бюджетных субсидий.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на принятом недавно Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в обсуждении которого принимала активное участие Русская Церковь. Так, еще в январе 2011 года я направил руководству страны Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве. Часть этих мер касалась противодействия абортам, в том числе предлагалось ввести обязательное время ожидания для женщины, имеющей намерение совершить аборт, и создать при каждом роддоме центр кризисной беременности, в котором бы работали психологи и представители традиционных религий.

Эти предложения легли в основу диалога Церкви с Государственной Думой и Минздравсоцразвития при обсуждении законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Можно с удовлетворением отметить, что часть предложений Церкви была учтена: так, в закон было введено обязательное время ожидания перед совершением аборта и установлено право врача в уведомительном порядке отказаться от проведения аборта. Кроме того, с представителями Минздравсоцразвития достигнута договоренность о сокращении перечня социальных показаний для аборта, более активном привлечении представителей Церкви для бесед с женщинами в женских консультациях, а также о внесении во внутренние документы Министерства нормы, закрепляющей право женщин на прослушивание сердцебиения и визуализацию плода. В то же время ряд положений закона является неприемлемым для Церкви. В частности, речь идет о положениях, которые связаны со вспомогательными репродуктивными технологиями. Также следует отметить, что Церковь не может благословить суррогатное материнство, которое тоже регулируется законом. Серьезные нравственные проблемы могут создать нормы закона, связанные с разрешением медицинской стерилизации и абортов для недееспособных.

Церковь намерена и дальше продолжать диалог с Министерством здравоохранения и социального развития, Государственной Думой и другими органами власти как по вопросам совершенствования законодательства о здравоохранении, так и в связи с разработкой подзаконных актов и практикой применения недавно принятого закона. Будем внимательно смотреть, не приведет ли эта практика и сам закон к человеческим трагедиям. Церковь неизменно будет возвышать свой голос в защиту жизни, справедливости и нравственности.

Некоторые вопросы юридического обеспечения деятельности православных религиозных организаций в городе Москве

1

В настоящее время практически завершен процесс перерегистрации московских приходов, а также Патриарших подворий, обусловленный принятием Священным Синодом новой редакции уставов данных религиозных организаций.

Из 230 приходов перерегистрировано 220.

Оставшиеся 10 приходов либо не подали, либо несвоевременно подали в Юридическую службу Московской Патриархии документы на перерегистрацию.

Из 90 Патриарших подворий перерегистрировано 74.

Статус 16 Патриарших подворий уточняется, поскольку сведения о них в 2001 году не были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что затрудняет процесс перерегистрации.

При этом одно из этих 16 подворий по моему распоряжению находится на стадии ликвидации.

В процессе перерегистрации внесены изменения не только в уставы приходов и Патриарших подворий, но также и в Единый государственный реестр юридических лиц, в котором, как выяснилось, содержались недостоверные и ошибочные сведения о наименованиях, руководителях, датах регистрации приходов и Патриарших подворий. Государственными органами юстиции во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии проделана весьма объемная и кропотливая работа по приведению в соответствие с современным российским законодательством всего пакета учредительных документов упомянутых религиозных организаций.

2

Священным Синодом принята новая редакция типового устава ставропигиального монастыря, проект которого был разработан Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с Синодальной комиссией по делам монастырей.
 

В настоящее время Юридическая служба Московской Патриархии приступила к перерегистрации ставропигиальных монастырей, наместникам (игуменьям) которых направлены соответствующие циркулярные письма за подписью председателя Синодальной комиссии по делам монастырей.

3

В новой редакции уставов всех канонических подразделений Русской Православной Церкви содержится положение, согласно которому устанавливается единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Священный Синод на своём заседании от 27 июля 2011 года32  утвердил Положение «О едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви».

Согласно этому документу приходы города Москвы, ставропигиальные монастыри, Патриаршие подворья осуществляют распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (в том числе приобретение, продажу, передачу в аренду данного имущества) с предварительного письменного благословения Патриарха как правящего архиерея Первопрестольного града.

В частности, распоряжение упомянутым имуществом осуществляется на основе канонической и материальной подотчетности Патриарху, предполагающей:
- сообщение сведений обо всех сделках, направленных на возмездную или безвозмездную передачу (получение) имущества данных религиозных организаций, в годовом отчете, представляемом Патриарху;
- проведение на основании распоряжения Патриарха ревизии финансово-хозяйственной деятельности данных организаций.

4

С целью исправления этой ситуации в первом и втором кварталах 2011 года были проведены юридические семинары для настоятелей приходов и Патриарших подворий, для наместников и игумений ставропигиальных монастырей.

 


Заключение

В заключение своего доклада я хотел бы в эти предпраздничные дни, когда православные люди молитвой, постом и добрыми делами готовятся к встрече Спасителя мира, призвать каждого из вас иметь особое попечение о своей пастве, о тех общинах, созидать которые поставил вас Господь. Впереди – поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова. Это Царство Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии.
 

И если сегодня, по слову Апостола Павла, мы видим будущую жизнь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (см. 1Кор. 13, 12), то именно через жизнь и труды ради ближних и дальних, в богослужениях и Таинствах Церкви нам приоткрывается завеса вечности и дается предвкушение неземной радости вместе с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Православный храм – это небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли Евангельскому гласу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое – благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29-30).

Воистину, с Богом в душе жить легко и радостно. И даже когда временные трудности и испытания эпохи обрушиваются на нас, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель, незримо, но действенно простирает нам Свою милующую руку. И тогда перед силой Божией неминуемо отступает всё зло и неправда.

Об этой «победе, победившей мир» (1 Ин. 5, 4), убедительно свидетельствует Церковь Христова на протяжении уже двух тысячелетий. Об этом же свидетельствуют события и итоги уходящего года, о которых я вам рассказал сегодня. Сердечно благодарю всех вас за понесенные труды. Мы делаем важное дело, и оно милостью Божией приносит добрые плоды.

Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над Первопрестольным градом Москвой и над всей Русью, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней – мир, справедливость, процветание и благополучие.

Начало (стр. 1) >>


[24] Как, например, это сделано во многих храмах Богоявленского и Успенского благочиния. В некоторых храмах занятия с детьми и взрослыми проходят совместно – по семейному принципу, как, например, в школе при храме Владимирской иконы Божией Матери в Куркине Успенского благочиния.

[25] Ценен в этом отношении опыт храма Рождества Христова в Рождествене Истринского района, где существует казачья детско-юношеская военно-патриотическая дружина во имя святителя Алексия, митрополита Московского, а также опыт храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, на базе которого создан военно-патриотический кружок «Русские витязи».

[26] В рамках общественного обсуждения данных документов проведен круглый стол с участием специалистов из епархий Русской Православной Церкви.

[27] http://otdelro.ru/

[28] К.Д. Ушинский. О пользе педагогической литературы. // Журнал для воспитания, 1857, №1.

[29] Прот. Владимир Головков, член Епархиального совета г. Москвы, и священник Михаил Федин, настоятель Патриаршего подворья храма Воскресение Христово в Шереметьево.

[30] На текущий момент минимальный норматив, который выделяется частным школам, к каковым отнесены и православные, равен 63 112 рублям на одного учащегося в год, в то время как сумма средств, выплачиваемых на одного учащегося в государственных школах г. Москвы, составляет от 80 000 рублей в первых классах и до 120 000 рублей в одиннадцатых.

[31] Хотелось бы отметить деятельность прихода храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве, где во всех школах района ведутся занятия по основам веры, а также деятельность Патриаршего подворья храма Воскресение Христово в Шереметьево, организующего просветительские беседы, лекции, встречи и паломнические поездки с учащимися государственных общеобразовательных школ.

[32] Журнал № 77.


 

© 2007-2020 Богоявленское благочиние
При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.bogoyavlenskoe.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

НАВЕРХ