СВЯЩЕННАЯ К ОТЕЧЕСТВУ ЛЮБОВЬ
Страницы военной истории надолго остаются в народной памяти, как бы далеко не отстояли суровые и героические времена. Особенно это касается истории освободительных войн, когда дело идет о независимости родной земли. Война – это страшная беда, и слава народу, выходящему из нее с честью. Так случилось и в 1612, и в 1812 году.
Особое место в величественной картине войны против нашествия «двунадесяти языков», как называли в свое время поход Наполеона против России, принадлежит Москве.
Веками во главе сопротивления врагу стояла Москва. В этот раз ее жертва была неизмерима. Но ее пожар осветил отступление наполеоновских полчищ, начала конца «великой армии». На карте сожженной Москвы видно, что наиболее глубоко «язык» пожара проник в северо-восточном направлении от Кремля, вдоль Покровской дороги, где в настоящее время располагается Басманный район Москвы. В начале XIX века это была одна из самых богатых частей города, где враг мог рассчитывать на обильную добычу. На правом берегу Яузы находились три царских дворца. Вдоль Покровской дороги располагались два монастыря и более тридцати храмов. Здесь работал Главный госпиталь, крупнейшие медицинские учреждения города.
* * *
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой
В Бородинском сражении героизм наших воинов изумлял даже врагов. Вместе с войском шли и полковые священники. Они находились близ ратного поля и на нем. И на перевязочном пункте, и на боевой линии они ободряли, утешали, напутствовали воинов, спасали раненых, хоронили умерших. У полков были не только полковые знамена, но и полковые хоругви. В 400-тысячной наполеоновской армии не было ни одного священника.
Перед Бородинским боем по приказу Главнокомандующего был совершен молебен. Участник Бородинской битвы С. Глинка писал: «Во всех полках служили молебны в возблагодарение Богу, управляющему судьбой браней, за счастливое окончание войны, моля, да осенит и прославит Он и впредь оружие российское, подъемлемое на освобождение царств и народов».
Началось самое кровопролитное в истории войн сражение. Потери был огромные с обеих сторон. По итогам трех дней непрерывных сражений трудно было определить победителя.
Много позже, подводя итоги, Наполеон скажет: «Самое страшное из всех моих сражений, это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Бородинское сражение сделало очевидным, что Москва будет сдана врагу. Большой поток покидающих город устремился через Дворцовый (Лефортовский) мост на Владимирский тракт (шоссе Энтузиастов). Этот единственный каменный мост через реку Яузу обеспечил бесперебойное движение в течение всего времени отъезда горожан.
Говоря о пожаре Москвы в 1812 году, бесполезно искать его причины, их много. Это могли быть жилища, покинутые жителями и находящиеся в распоряжении пьяных солдат, открытый огонь костров, большое количество деревянных строений, сильный ветер, а также возможные поджоги самих жителей Москвы.
Когда начался пожар, он быстро охватил весь город. Грабежи начались одновременно с пожарами. Аристократическая часть города вдоль Покровской дороги, недавно вымощенная камнем от разобранной стены Белого города, была особенно привлекательна для мародеров. Французы в предвкушении добычи пускались от Спасских ворот Кремля прямым лучом по Покровке, Басманным улицам, через Елохово в Немецкую слободу.
Полностью сгорело Покровское-Рубцово. Пожар остановился только перед храмами Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове и святителя Николая в Покровском. Это казалось поистине чудом. Никольская церковь была старейшим храмом в селе (1586). Храм был заново возведен в 1721 году и освящен в год победоносного окончания Петром I Северной войны.
Храм свят. Николая в Покровском |
Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы |
А Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1619 году как памятник об освобождении от поляков в 1612 году. Так в этой стороне оказалось два храма-памятника в честь побед русского оружия.
А еще храм святителя Николая в Покровском связан с именем выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. Во второй половине XVIII века напротив храма находилась усадьба его отца. Суворов высоко ценил воинские заслуги М.И. Кутузова. Он писал: «Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правой моей рукою».
Что касается состояния Никольского храма после пожара, то в описях московских храмов, пострадавших в 1812 году, он не числится даже среди разграбленных, упоминается о сохранности его иконостаса и церковной утвари. Возможно, причиной пожара в этой части города был подрыв складов артиллерийских снарядов на Каланчевской площади, которые находились на территории нынешнего Ярославского вокзала.
Ударной волной от взрыва на Каланчевке снесло шпиль храма Петра и Павла на Новой Басманной. Пламя неслось по улице, раздуваемое ветром. Вся улица обратилась в пепелище.
Храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной |
Храм Никиты Мученика на Старой Басманной |
Не горел храм Никиты Мученика – в ней французы устроили конюшню, а перед уходом из города разграбили, так же, как и храм Петра и Павла на Н. Басманной.
У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишени для стрельбы. Они сожгли также деревянные дома священника и диакона, оставив без крова их многодетные семьи.
После изгнания французов оба храма были отремонтированы и заново освящены. Деньги на восстановление московских храмов собирала вся Россия. Известно, что деньги для храмов Петра и Павла на Н. Басманной были получены из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей, неприятелем разоренных».
Часть города от Ильинских ворот до Земляного вала между Мясницкой улицей и Солянкой тоже горела. Больше всего пострадала Ивановская горка с ее старинными храмами и Ивановским монастырем, давшим имя этой местности.
Храм святителя Николая в Подкопаеве была ограблена и сожжена. Сильно погорел и лишился всего убранства храм Трех Святителей на Кулишках, храм святого князя Владимира в Старых Садех. Эти храмы после разорения были приписаны к соборному храму Иоанна Предтечи, единственному, что осталось от монастыря.
80-летний настоятель храма Спаса Преображения в Глинищах отец Петр Симеонов собрал в стенах храма более 200 погорельцев, отпел и похоронил напротив храма около восьмидесяти человек. И еще он спас от казни трех купцов, доказав их невиновность. Можно только преклоняться перед героизмом отца Петра Симеонова. Поистине, «события и люди красноречивы сами по себе».
Сгорел храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, был восстановлен только в 1825 году. А вот величественная Меншикова башня с храмом архангела Гавриила не пострадала.
Пожар свирепствовал со 2 (14) по 8 (20) сентября. После 35-дзневного пребывания французские войска получили приказ выходить из Москвы. Через три дня после выхода французов из Москвы была отслужена в Страстном монастыре литургия. Звон его колоколов был подхвачен колоколами других уцелевших колоколен. Был праздник и на наших улицах, изобильных храмами.
Враг покинул город за несколько дней до славной даты в истории нашего государства. Близилось 200-летие освобождения от польско-литовского нашествия, когда 4 ноября 1612 года поляки был изгнаны из Кремля. В те грозные годы страна могла потерять свою независимость, не поднимись весь народ на борьбу с врагом.
Великая дата не была забыта, несмотря на то, что Москва была обращена в пепелище, а война 1812 года продолжалась. Было что-то нереальное и жуткое в том, что, спустя два века Москва являла собой то же зрелище, что при нашествии поляков. Тогда они, встретили сопротивление посадских людей на Покровке, зажгли весь город. Тогда же поляки сожгли Покровский монастырь, давший название улице Покровке. Погибла в огне Немецкая слобода, за отказ жителей сотрудничать с поляками.
В начале 1812 года приступили к работе над памятником народным героям Минину и Пожарскому. Создание модели было закончено скульптором Иваном Мартосом в конце года.
Но в Москве уже было два храма-памятника этому событию. Оба они расположены на Покровской дороге, и оба уцелели от пожара. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово на Покровской (Бакунинской) улице был построен в память об изгнании польско-литовских захватчиков. Другой храм, святителя Николая в Кленниках, находится на Маросейке. В 1690 году его надстроили вторым этажом, где был освящен престол во имя Казанской иконы Божией Матери. Так почтили память о крестном ходе народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским, который от этого места нес чудотворный образ в Кремль. Образу Казанской Божией Матери в 1812 году молился фельдмаршал М.И. Кутузов, испрашивая победу для русского воинства.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.
10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма.
26 мая 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III.
К 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года было приурочено открытие на Чистых прудах панорамы «Бородинское сражение». Замечательный русский художник-баталист Франс Рубо написал для нее колоссальное полотно длиной 113 и высотой 15 метров. В 1918 здание, в котором экспонировалось полотно закрыли, в 1962 году разместили в музее «Панорама «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте.
Память об Отечественной войне 1812 года находит живой отклик в грозных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945, когда снова у стен Москвы решалась судьба страны. Память возвращает нас и к трагической странице Смутного времени и к 400-летию победы над польско-литовскими интервентами. И каждый раз священная к Отечеству любовь, объединяющая народ воедино, делает его непобедимым.
Из книги Н.А. Домашневой - Священная к Отечеству любовь. 1812 год в судьбах старинного московского района.