75 лет мученической кончины протоиерея Павла Ансимова
20 ноября 2012 г., накануне празднования Собора Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными силами и дня памяти священномученика Павла Николопокровского Московского (пострадал 21 ноября 1937 года), всенощное бдение в храме святителя Николая в Покровском совершил благочинный Богоявленского округа гор. Москвы, настоятель храма архимандрит Дионисий с клирикоми храма.
21 ноября 2012 г., в день праздника в том же храме архимандритом Дионисием с клириками храма была совершена Божественная литургия.
По окончании богослужения настоятель храма поздравил сослужащию братию и прихожан храма с праздником и пожелал всем заступничества святых Небесных сил бесплотных и молитв святого священномученика Павла.
Наш день, наш праздник, наша слава!
Думаю многие, впервые соприкасаясь с житиями раннехристианских мучеников, ловили себя на мысли, что это невозможно, такого просто не может быть, это фантастика! Развернутые описания изуверских казней с отсечением конечностей, травлей дикими зверями, опусканиями в кипящую смолу или масло, кострами и колесованиями не оставляли сомнений – человеку вытерпеть такое не под силу! Да, «Богу все возможно», по вере и по молитве возможно все… но это уж слишком! Попробуйте представить себя на месте мучеников – да не реально это! Но вот прошли века, а подвиг мученичества, совершаемый уже не теми далекими и непонятными нам христианами, а нашими - близкими, вполне осязаемыми заставляет вновь и вновь задумываться о том, что есть жизнь, кто есть я в ней, и, как говорил отец митрополита Антония Сурожского: «зачем я живу и во имя чего готов умереть». В начале ХХ столетия все вроде бы стало проще и понятнее: откажись от Христа и живи, а иначе тюрьма, допросы с пристрастием, травля близких и пуля в лоб – но приложи этот трафарет к своей жизни, к своей физиономии - да также как и в первые века – и тяжело, и нереально, и больно… но ведь были те, кто мог, и их были сотни, тысячи! Всего 75 лет назад на бутовском полигоне был расстрелян наш протоиерей Павел Ансимов; еще так реальны те времена, милостию Божией живы и рядом с нами его близкие – свидетели тех событий, во многом разделившие с ним его подвиг исповедания веры, а значит, через них и мы можем соприкоснуться, сопережить, соучаствовать его Крестному пути, как говорил святитель Григорий Богослов: «Восхищаясь воспоминаниями о вас, мы делаемся от удовольствия как бы вдохновенными, некоторым образом соучаствуем в вашем мученичестве, приобщаемся вашему подвигу».
Преображенское кладбище. Недалеко от семейной могилы Соллертинских-Ансимовых-Покровских есть мемориальное захоронение солдат, погибших здесь в боях и умерших в госпиталях в первые годы Второй Мировой войны. Огромное поле, зеленая трава, рядами стоящие маленькие надгробия, вечный огонь… и тишина… и имена… и даты. Им было по 20, по 30, по 40, всем этим Иванам, Василиям, Николаям - солдатам, командирам, фельдшерам и сестрам; им тоже, наверное, было страшно и больно, и хотелось жить, и, наверное, не были все они такими героями, а просто по человечески исполняли свой долг…. «Ну это была война – Великая, Отечественная!» – скажете вы. Только ведь не явная, но от того не менее великая война за веру и отечество была начата за годы до гитлеровского вторжения, и вели ее те же простые люди: священники, монахи, храмовые «бабушки», просто добрые прихожане, которым почему-то было недостаточно, как это сейчас модно «иметь Бога в душе». Они отстаивали храмы, с риском для жизни сохраняли иконы и богослужебную утварь, да и просто не стеснялись носить крестик, осенять себя крестным знамением, посещать церковные службы. Ведь если задуматься, одно дело верить, «поклоняться Богу в духе и истине», и совсем другое – исповедовать свою веру, и особенно тогда, когда это исповедание оборачивается мученическим венцом.
В западной части покровского придела нашего храма друг напротив друга изображены мученица София с дочерьми Верою, Надеждою и Любовию и семья Романовых, также в мученических венцах - вот такая преемственность от первых веков христианства, до наших времен. Ведь мученичество хоть и личный, индивидуальный подвиг каждого человека, но он неминуемо распространяется и на его близких, на семью, которые или разделяют, или не разделяют крестный путь своего родного человека. Как мудрая София отдала на мученический подвиг своих дочерей, так и в ХХ столетии каждый священник, каждый верный христианин в пору гонений отстаивавший свою веру, приносил в жертву не только себя, но и «своих»: супругу, детей, родителей – все они тоже становились соучастниками его подвига. Мария Вячеславовна Ансимова, дети: Надежда Павловна и Георгий Павлович, внучка Марина, друзья семьи, верные чада Батюшки – сегодня их день, их праздник, их слава! Хочется верить, что по любви и преданности и наш немножечко тоже, как сказал апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Святый священномучениче Павле Николопокровский Московский, моли Бога о нас!
О.Я.
Священномученик Павел Ансимов
Священномученик Павел родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году Павел окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911 году — Астраханскую Духовную семинарию. В 1912 году Павел женился на девице Марии, дочери священника Вячеслава Соллертинского, настоятеля одного из астраханских храмов, и был рукоположен во священника. В 1918 году он окончил Казанскую Духовную академию.
В 1921 году отец Павел был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. В это время в южных губерниях страны наступил голод, и семье священника пришлось много испытать лишений, пока добрались до станицы. Бывало, что они приходили в какое-нибудь село, матушка вставала просить милостыню у храма, и затем они двигались дальше. В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу. В это время его тесть, отец Вячеслав, написал, что есть место регента в храме Введения в Черкизове, и, если отец Павел желает, то может занять это место. Он согласился на предложение и в 1924 году стал служить в этом храме регентом.
В 1925 году отец Павел был назначен на священническое место в храме Введения на Вве-денской площади в Москве. В 1929 году Введенский храм был разграблен безбожниками, а его здание отдано под клуб. В 1931 году отца Павла назначили служить священником в храм святителя Николая в Покровском.
23 июня 1930 года отец Павел был арестован по обвинению в организации сестричества при храме и заключен в Бутырскую тюрьму. 11 августа 1930 года следователь ОГПУ вынес заключение по делу, написав, что Ансимов «обвинялся в возглавлении нелегального сестричества, занимающегося на религиозной почве антисоветской деятельностью. В процессе следствия инкриминируемое ему обвинение не подтвердилось...». 12 августа 1930 года отец Павел был освобожден и вернулся к служению в храме. За рев¬ностную и беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея.
В ночь с 28 на 29 декабря 1930 года отец Павел снова был арестован. Двум стажерам-курсантам надо было сдавать экзамены и их «научный руководитель» в ОГПУ предложил им арестовать какого-нибудь попа, обыскать его и, совершив некоторые необходимые юридические действия, и все это, как бы всерьез, сдать экзамен. Таким практическим экспонатом стал отец Павел Ансимов.
18 января 1931 года было вынесено постановление об освобождении отца Павла, и в тот же день он был освобожден из Бутырской тюрьмы. Войдя в дом, священник встал перед иконами и, помолившись, сказал: «Я теперь понял, что Господь даст мне некоторое время еще послужить».
В 1931 году храм святителя Николая в Покровском был закрыт, и началось его разрушение.
Когда пошел дождь и стал падать крест, отец Павел накрыл сына своим пальто с головой. Здание храма приспособили впоследствии под хлебозавод. С 1932 по 1935 год отец Павел служил в храме Воскресения на Семеновском кладбище до его закрытия, а затем перешел служить в храм Рождества Христова в Измайловском.
В 1937 году осведомители донесли, что «священник допускал антисо¬ветские толкования в своих проповедях». Осенью того же года отец Павел был арестован и вместе с ним группа верующих. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к расстре-лу. Протоиерей Павел Ансимов был расстрелян 21 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.