Рождественский праздник для московского духовенства в Большом театре
Правительство Москвы, Большой театр и Благотворительный фонд «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» 21 января в честь 15-летия создания фонда организовали семейный праздник на Исторической сцене Большого театра. Архипастыри, священники с матушками и гости праздника наслаждались возобновлённой постановкой 1948 года, народной музыкальной драмы в 4-х действиях «БОРИС ГОДУНОВ»
Перед началом оперы с приветственным словом выступил митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Обращаясь к организаторам фонда, владыка отметил, что в современном мире прежде всякого дела человек задаётся вопросом «...а что я буду с этого иметь?» ... Но фонд, противопоставляя себя этой ложной мысли, все эти 15 лет задавал лишь единственный вопрос «а что мы можем ДАТЬ! и СДЕЛАТЬ! для церкви и общества?»
Также владыка митрополит перед просмотром оперы предложил каждому зрителю «примерить» на себя образ одного из исторических героев и задать себе вопрос «а как бы я поступил на его месте?» …
Опера очень динамичная, артисты не только потрясающе поют, но и очень талантливо играют: четыре часа пролетели на одном дыхании. Каждая картина - шедевр! Возникло ощущение, что дух старого Большого театра сегодня посетил обновленную историческую сцену. Правда в интерьер зала добавили под видом декораций небольшой экран с «бегущей строкой» … это результат технического прогресса, по которому бежит перевод по-английски - иногда зрителю приходится смотреть, чтобы с английского перевести на русский и понять, что же поют наши русские певцы. Но это эпизодически, хотя, наверное, бегущая строка по-русски не помешала бы….
Великолепные декорации, изумительная игра актеров создавали эффект что ты не в театре а в центре происходящих событий.
Было порядка 10 разных картин, и при каждом открытии занавеса зал просто взрывался аплодисментами от увиденного! Бесподобные декорации, о которых хочется говорить ещё, и ещё, и ещё: Новодевичий монастырь, собор Василий Блаженного, польские замки с настоящим фонтаном и скульптурами. А постановки сцен! Представьте, «несколько сотен Бояр», разодетые в вышитые золотом и камнями кафтаны, все в мехах и к тому же поют потрясающим хором! Или сцены «народного бунта». Поначалу казалось, что находишься в живом музее. Основная тема - противостояние царя и народа - народ в каждой сцене был представлен хором из нескольких десятков человек, но голос актёра, игравшего Бориса Годунова, затмевал этот хор - просто мурашки по телу. В последней сцене, Лжедмитрий выехал на сцену на живом белом коне, конь бил копытами, а Лжедмитрий исполнял арию, сидя на нем! Всё переживали - вдруг конь рванет в оркестровую яму.
Всё заканчивается драмой. Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясённый царевич Феодор, простившись с отцом, поднимается с колен. И тотчас Шуйский, незаметно выйдя вперёд, преграждает ему дорогу к трону.
Всё очень глубоко по содержанию, духовно и во многом современно узнаваемо и актуально.
Великий русский театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский писал в своем обращении к цеху гардеробщиков МХТ: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Со временем слова Мастера трансформировались в крылатую фразу: «Театр начинается с вешалки». Развивая логическую мысль знаменитой фразы можно было бы продолжить.… «Театр начинается с буфета!» Самое главное в театральном буфете знать, где он находится. Мы идем в театр за пищей духовной, но не можем пройти мимо буфета, и нам хочется вкусить и пищу физическую. С чего мы и начали. Во всем должна быть гармония.
иерей Георгий Дехтярёв