В Москве прошёл X ежегодный Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению
14 мая 2017 г. в Москве завершился X ежегодный Всероссийский Конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. Конкурс организован Детским православным движением «Вестники» и храмом первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, образовательным порталом «Слово», Институтом этнологии и этнографии РАН, Московским обществом историков и архивистов, научным православным журналом «Традиции и современность».
Конкурс является дистанционно-очной образовательной формой организации исследовательской и проектной деятельности подростков. Рассматриваются исследовательские, проектно-исследовательские работы школьников, проекты-результаты активной практической деятельности авторов в области регионального историко-церковного краеведения.
Присылаемые с самых разных регионов России (от Хабаровска до Оренбурга) работы юных исследователей проходят профессиональную экспертизу на I туре Конкурса, и победители заочного тура собираются в Москве своих работ на очном туре Конкурса.
С 1 марта 2017 г. был открыт прием ученических работ, затрагивающих самые разные темы церковного краеведения. Каждая из работ получила квалифицированную рецензию специалиста и рекомендации по дальнейшему совершенствованию и развитию исследования. Авторы лучших работ вместе с руководителями были приглашены на второй, очный тур.
11 мая второй тур Конкурса открылся молебном и благословением игумена Симеона (Шевцова), настоятеля храма свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе.
Целую маленькую библиотечку книг духовной проблематики получил каждый из участников. «Надеюсь, – напутствовал о. Симеон, вручая подарки, – эти замечательные книги будут способствовать вашему духовному возрастанию».
На простых и ярких примерах отец Симеон объяснял детям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: что есть добро и зло, как можно обрести в жизни настоящее счастье, почему необходимо соблюдать Заповеди Божии с детства. Он обратил внимание ребят, как важно с детства воспитывать в себе такие жизненно важные и необходимые качества, как уважение друг к другу, терпение, любовь к ближнему и своей Родине.
После сердечной, душеполезной встречи конкурсантов с отцом Симеоном, началась cтендовая защита исследовательских работ осуществлялась по трем секциям: «Человек в истории России», «Святыни в русской православной культуре», «Традиции и современность». В работах юных исследователей отразились значимые, а иногда и новооткрытые материалы об истории храмов и их приходов, православных духовных традициях и их современном состоянии, благотворительной деятельности предпринимателей дореволюционной России, подвиге духовенства и мирян в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В ходе выступлений школьников раскрывался духовный облик русского человека, который во все времена служение Богу, народу и Отечеству ставил выше личного благополучия.
Во время стендовой защиты авторы получили не только внешнюю оценку своей работы. Короткий стендовый доклад всегда предполагает последующий диалог экспертной комиссии со школьниками, обсуждение представленной проблемы и дальнейших перспектив исследования. Эксперты акцентировали внимание, с одной стороны, на освоении традиций российской научной школы, а с другой, – на раскрытии нравственных ценностей, мотивации поступков героев работ, служивших верой и правдой своему Отечеству.
В этом году Конкурс был посвящен «Урокам революции 1917 г». Перед участниками выступил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова доктор исторических наук Перевезенцев Сергей Вячеславович. Одной из самых главных причин произошедшей катастрофы Сергей Вячеславович назвал серьезный духовный кризис в России. «Наше общество в силу того, что происходила модернизация, было очень подвижно» - сказал он. Согласно официальным данным миллионы людей числились крестьянами, но временно работали в городах, то есть зависли между городом и деревней. Вот эту деклассированную прослойку, ставшую основой солдатской массы, и раскачала революция - вместе с кадровыми рабочими, сформировавшими Красную гвардию. Беда заключалась в том, что у этих людей, особенно молодых, произошла потеря традиционного православного мировоззрения и вековой крестьянской культуры…»
Для руководителей юношеских работ были проведены методические семинары. На них руководители секций организовали рассмотрение достоинств и недостатков представленных работ, их исследовательского потенциала, достижений и упущений руководителей юных авторов. Состоялся откровенный и заинтересованный разговор, в ходе которого педагоги поделились своими методами, приемами, находками в области организации исследовательской деятельности школьников. По общему мнению, эта работа начинает находить поддержку у администрации образовательных учреждений. На методических семинарах впервые было проведено открытое детальное обсуждение одной из работ секции (по соглашению с руководителем работы) с целью выявить ее достоинства и обратить внимание на ошибки и неиспользованные возможности в проработке темы. Для анализа выбиралась, так сказать, типовая работа, которая вместе с тем предполагает разные направления своего возможного развития. Важным моментом работы Конкурса является общее заседание, на котором от каждой секции представляется одна работа. Это расширяет представления и школьников, и их руководителей о проблематике и возможных темах, формах, направлениях исследовательских работ, позволяет познакомиться с содержательными и методическими подходами авторов на других секциях.
Вручением подарков и дипломов лауреатам трех степеней, похвальных листов участникам Конкурса, напутственным словом организаторов и экспертов завершилась официальная часть работы Конкурса.
Конкурс неизменно свидетельствует, что, несмотря на господствующую идеологию, интерес подростков к религиозной сфере сохраняется и, может быть, даже возрастает. Этот интерес встает на повестку дня, становится открытым и важным. Подростковый и юношеский возраст – время наиболее активного духовного поиска. Молодой человек хочет определить свою позицию, дать собственную оценку бытийным вопросам, стоящим на тонкой грани религии и науки, его волнуют проблемы духовности, религии, философии. В этом – специфика русской культуры. Как сказал Р.М. Рильке, «все страны граничат друг с другом, а Россия – с Богом».
Хотелось бы, чтобы это внимание к духовному началу в отечественной культуре не было поверхностным, ситуативным и тенденциозным. Конкурс стремится воспитывать понимание, что требуется честное отношение к научно-исследовательской работе, оно, собственно, и должно стать духовным ориентиром. Не награда за работу, а польза для родного села, города, в конечном счете, Отечества – вот цель совместной длительной и многотрудной деятельности ученика и учителя.