В Москве состоялась шестая историко-богословская научно­-практическая конференция «Златоустовские чтения»

Не указано

12-13 февраля 2019 г. в Москве состоялась шестая историко-богословская научно-­практическая конференция «Златоустовские чтения». Организаторы - храм Космы и Дамиана на Маросейке и действующий при нём Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря.

По традиции конференция проходила в единственном сохранившемся здании бывшего Златоустовского монастыря по адресу Малый Златоустинский пер., д.5/1. Главной темой всех приветственных речей был новый статус этого исторического места: 16 мая 2018 г. вышел приказ руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А. А. Емельянова о включении территории бывшего монастыря в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы с наименованием «Достопримечательное место. Здесь с начала XV века до 1930-х гг. располагался Московский Златоустовский монастырь».

В своём вступительном слове настоятель Космодамиановского храма протоиерей Феодор Бородин отметил, что прихожане и священнослужители шли к этой цели семь лет. Он поблагодарил за содействие Департамент культурного наследия города Москвы, его руководителя А.А.Емельянова и главного археолога столицы Л. В. Кондрашёва: они оперативно решали все возникающие вопросы, оказывали методическую и консультативную помощь, по существу, стали проводниками на этом пути.

По счастливому совпадению вслед за приказом о достопримечательном месте в Большой и Малый Златоустинские переулки пришла программа «Моя улица». В ходе её реализации бывший братский корпус приобрёл новый облик: его фасад был покрашен, крыша перекрыта и утеплена, вдоль всего здания восстановлено историческое мощение тротуара, выделен белокаменный цоколь. Отец Феодор подчеркнул, что представители Департамента капитального ремонта и лично заместитель руководителя А. В. Ересько не только организовали работу на высоком профессиональном уровне, но и вложили душу в благоустройство этого исторического места. Здание окончательно преобразилось, когда на его стене, выходящей на улицу, была поставлена большая икона святителя Иоанна Златоуста. Хозяин вернулся в свою обитель. И теперь ни у кого из прохожих не возникает вопроса, почему переулки называются Златоустинскими.

Параллельно с ремонтом велись оперативные спасательные археологические работы под руководством заместителя генерального директора компании «АИСТ» В.А. Берковича, что позволило музеефицировать ценные исторические объекты.

Обретение статуса достопримечательного места стало возможным, потому что идея получила поддержку на самых разных уровнях: и главы Басманного муниципального округа Г.В. Аничкина, и координатора общественного движения «Архнадзор», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека К.П. Михайлова, и профессиональных учёных, таких, как как член-корреспондент РАН, заведующий отделом археологии Московской Руси, член-корреспондент РАН Л.А. Беляев, и других. Поздравляя присутствующих с открытием конференции, они обещали и впредь всеми силами содействовать восстановлению истории древней святыни, а К.П. Михайлов заверил, что на этапе научной археологии «мы все придём со своими лопатами».

Достопримечательное место, связанное с именем Иоанна Златоуста, стало известно и в Республике Абхазия. Заместитель министра культуры республики Б.С. Кобахия рассказал участникам конференции о почитании святителя на его родине, которое не зависит от результатов дискуссии о первоначальном месте его захоронения.

Неожиданным на первый взгляд было появление у микрофона профессора МФТИ, члена- корреспондента РАН, доктора физико-математических наук И.Б. Петрова. Его как жителя

Москвы и православного христианина заинтересовало новое достопримечательное место - Златоустовский монастырь. Известный математик подчеркнул, что он никогда не чувствовал противоречия между наукой и религией, и согласен с мнением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что, решая разные задачи, наука и религия помогают человеку составить целостную картину мира.

Кстати, сами Златоустовские чтения, образно говоря, представляют собой союз науки и религии: один день конференции посвящён новым обретениям и открытиям в истории древней обители, а второй - изучению наследия святителя Иоанна Златоуста.

Лейтмотивом первого дня стала тема научной археологии, от результатов которой зависит дальнейшее развитие достопримечательного места. С докладом «Опыт музеефикации объектов археологического наследия Москвы» выступил заместитель начальника управления сохранения объектов археологического наследия ДКН В.Ю. Пирогов. Он показал, как спасательная археология проявляет сквозь толщу времён уникальный древний город. Самым свежим примером стала музеефикация в Большом и Малом Златоустинском переулках: это и инсталляция монастырской стены, возведённой из найденных в ходе ремонта хаотично разбросанных фрагментов белого камня, и восстановление исторического тротуара, и «окно», открывающее фундамент храма св. Николая Чудотворца в Столпах.

О своих новых находках рассказал археолог Л.А. Беляев, при этом он даже попросил не делать видеосъёмок его презентации, потому что эти данные ещё нигде не опубликованы. На примере раскопок на территориях Высоко-Петровского, Новоспасского и Новодевичьего монастырей учёный продемонстрировал, что археология может ответить на главные вопросы историков и одновременно поставить перед ними новые задачи. Например, выяснилось, что в Высоко-Петровском монастыре похоронено много жителей Звенигорода. Почему? Это пока загадка. На неё нужно искать ответ. Нечто подобное может проявиться и на территории бывшего Златоустовского монастыря.

Проведение полноценной научной археологии - это главная цель в деятельности Центра по изучению истории и наследия Московского Златоустовского монастыря. По его инициативе специалистами МГУ уже проведены первичные георадиолокационные исследования грунтов на месте Благовещенской церкви, в подклете которой находилась усыпальница Апраксиных. О их результатах рассказал заведующий кафедрой сейсмометрии и геоакустики геологического факультета МГУ, доктор физико-математических наук М.Л. Владов. По его мнению, итоги работы дают все основания продолжать дальнейшее изучение грунтов с целью подготовки «зелёной карты» для археологов.

По традиции на чтениях были доклады, посвящённые «действующим лицам» Златоустовского монастыря. В новом ракурсе предстал главный ктитор обители Ф.М. Апраксин. Историк из Воронежа Н.А. Комолов проанализировал его духовное завещание, рассказал о тех людях, которые в нём упоминаются, начиная с царя Петра II, и заканчивая слугами и денщиками. Благодаря двухлетним архивным поискам, проведённым студентом ПСТГУ С. Сингхом, из небытия воссоздан портрет судового священника на корабле «Адмирал Нахимов» иеромонаха Авеля (Иванова), который вопреки шаблонным представлениям оказался яркой художественной личностью с настоящей военной закалкой. Историк из Ростова А.В. Виденеева рассказала о Златоустовском архимандрите Апполинарии (Пуляшкине), впоследствии управлявшем Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырём (1806-1818).

Нельзя не упомянуть и доклад ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья имени А. Солженицына И.В. Дорожинской. Предметом её изучения были описи церковного облачения Златоустовского монастыря XVIII-XIX вв. Она посмотрела на них взглядом филолога и прокомментировала названия тканей и кружев, их происхождение, обозначение расцветок и т.д. И хотя докладчик оперировала только словами, без изображения облачения на экране, перед слушателями как будто наяву возник цветущий словесный луг, отражающий развитие ткацкого производства в России и торговые связи с зарубежными странами. Слушатели наградили И.В. Дорожинскую аплодисментами, и ещё большими - когда узнали, что этот уникальный специалист работает с детьми: И.В. Дорожинская преподаёт в школе русский язык и литературу и является Заслуженным учителем г. Москвы.

Завершился первый день конференции докладом секретаря Златоустовского Центра А.П. Хондзинской «Вкладчики Златоустовского монастыря XVII - первой половины XVIII веков», который наглядно показал, что лучшие российские фамилии из поколения в поколение рассматривали заботу о монастыре как главный долг своей жизни.

Второй день конференции, как и первый, начался со вступительного слова настоятеля храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, прот. Феодора Бородина, сказавшего о том, что название чтений - Златоустовские - более оправдывается темой второго дня - изучение наследия святителя Иоанна Златоуста. Модератором конференции выступил декан богословского факультета ПСТГУ, прот. Павел Хондзинский. Открывая утреннее заседание, прот. Павел подчеркнул важность того, что устроители конференции сознают значение богословия для возрождения много столетий протекавшей на этом месте духовной жизни.

На первом заседании выступило 4 докладчика. Доцент кафедры истории Церкви истфака МГУ, к. и. н., А. Г. Зоитакис рассказал о современном почитании и изучении трудов свт. Иоанна в Греции. Происходящие с течением времени изменения в иконографии св. Олимпиады, ученицы свт. Иоанна, были раскрыты в докладе старшего редактора редакции церковного искусства и археологии ЦНЦ «Православная энциклопедия» М. А. Маханько. Старший научный сотрудник ИВИ РАН, к. и. н. О. А. Родионов, в своем докладе указал на ту роль, которую труды и авторитет свт. Иоанна Златоуста сыграли в паламитских спорах XIV Столетия. Свящ. Максим Плякин секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, представил данные о посвященных святителю новых гимнографических сочинениях.

Второе заседание началось с доклада научного сотрудника сектора рукописей и старопечатной книги музея им. Андрея Рублева К. В. Дорофеевой, сделавшей обзор издания текстов святителя в русской традиции XVI-XVIII вв. А. А. Упругова из Каргополя рассказала о посвященных святителю храмах Каргопольского района. Обобщающий срез представлений современной патристики о значимости наследия святителя для общего Предания Церкви был дан в докладе доцента кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, кандидата философских наук, П. Б. Михайлова.

Третье заседание началось с доклада доцента кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидата богословия, Бежанидзе Георгия Вениаминовича, он рассуждал об отношении к священнической и царской власти по творениям свят. Иоанна Златоуста и в русской письменной традиции досинодального периода. Затем старший преподаватель кафедры Общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, кандидат философских наук Изотова Ольга Николаевна, рассмотрела наличие подлинных и подложных сочинений святителя Иоанна Златоуста в иконопочитательских флорилегиях. Интересный доклад представила Масанова Полина Игоревна, кандидат филологических наук, о пути познавания Бога через видимое восприятие мира по учению святителя Иоанна Златоуста. Кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент МДА Павел Кириллович Доброцветов в своем докладе сравнил отношение к насилию в вопросах веры свят. Иоанна Златоуста и блаж. Августина.

И как заключительный аккорд во славу Святителя прозвучал доклад протоиерея Ильи Шапиро, настоятеля храма Живоначальной Троицы в селе Г оретово, который разобрал канон, составленный прп. Андреем Критским, читаемый на перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, обратив внимание слушателей на особенно важные для понимания места. В заключительном слове, руководитель Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря иерей Сергий Чураков подчеркнул, что богословское изучение трудов святителя Иоанна Златоуста, так же, как и составление гимнографий в его честь, является прославлением имени святого. Затем все участники пропели тропарь и величание Великому Вселенскому учителю.

 

   
     
   

 

© 2007-2020 Богоявленское благочиние
При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.bogoyavlenskoe.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

НАВЕРХ