Прихожане храма Трех Святителей на Кулишках совершили паломническую поездку по городам Русского Севера
С 3 по 5 сентября прихожане храма Трех Святителей на Кулишках в сопровождении протоиерея Александра Прокопчука совершили паломническую по городам Русского Севера.
3 сентября группа прихожан храма Трех Святителей на Кулишках прибыла на ст. Котлас Архангельской области, и оттуда переехала в город Сольвычегодск, который на протяжении XVI-XVII столетий являлся главным административным центром для знаменитой династии Строгоновых. Отсюда, через Архангельск, они отправляли свои товары в Англию и Голландию, вели управление своими пермскими и зауральскими вотчинами; здесь добывали соль, которая являлась основным источником доходов семьи. С Сольвычегодском связаны замечательные явления средневекового русского искусства: «строгановская» школа иконописи, «строгановское» лицевое шитье, «усольская» финифть.
Во время обзорной пешеходной экскурсии группа познакомилась с Введенским собором, в котором находится впечатляющий своими размерами семиярусный резной иконостас, содержащий иконы XVII века. Затем был посещен Благовещенский собор – домовую церковь Строгановых (XVI в.), в котором располагается экспозиция Сольвычегодского историко – архитектурного музея. В его интерьере сохранились фрески и иконостас XVII в. В музейной экспозиции представлены изделия строгановских иконописных и золотошвейных мастерских. А с колокольни собора открывается красивая панорама на этот небольшой уездный городок.
На следующий день состоялось знакомство с Великим Устюгом - один из древнейших городов Русского Севера, первое упоминание о котором датируется 1212 годом. Сегодня это город-музей с сохранившейся старинной планировкой и множеством прекрасных храмов. В XVII-м веке Устюг был самым близким к Сибири крупным городом. Поэтому неудивительно, что именно устюжане стали первооткрывателями новых земель за Уралом. Среди них - Семён Дежнёв (1641 г.) и Ерофей Хабаров (1649 г.). Группа побывала на Соборном Дворище, познакомилась с ансамблем Михаило-Архангельского монастыря (основан в XII в.), увидила прекрасные памятники каменного зодчества – церкви Спасо-Преображения и Сретенско-Преображения XII-XVIII в., Николы Угодника XVII века. В храме святого Прокопия Устюжского перед ракой святого был отслужен молебен.
Затем состоялась экскурсия в Музей древнерусского искусства расположенного в церкви Вознесения (ХVII в.). В музее ярко представлено устюжское иконописание. Среди них икона «Успение Богоматери» (1496), образ Спаса Нерукотворного (XVI в.), чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558).
Закончился день поездкой в Троице-Гледенский монастырь. При слиянии рек Сухоны и Юга на высоком холме в незапамятные времена стоял город Гледен. Близ города был основан монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере. Редкостный по красоте иконостас, возрожденный московскими реставраторами в 70-е годы XX века, вызывает восхищение всех, кто приезжает сюда. На обратном пути паломники посетили Дымковскую слободу, с которой открывается изумительная панорама на набережную Великого Устюга.
Третий день поездки начался с переезда в Тотьму. С XV-го века добыча соли на многие годы стала главным занятием местных жителей, а сам город назывался Соль Тотемская. В городе сохранились четыре уникальных собора особого архитектурного стиля — «тотемское барокко»: Рождества Христова, Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова. Эти стройные и нарядные церкви, напоминающие парусники, сооружались в конце XVIII в. на «избыток капитала» местных купцов-мореходов, возвращающихся из промысловых экспедиций к тихоокеанским берегам Северной Америки. Неповторимость тотемским храмам придают картуши — украшения стен в виде щита или свитка. Причем это не лепнина, а часть каменной кладки, выступающая на треть кирпича.
Группа посетила Музей Церковной старины - в экспозиции которого представлены уникальные памятники северной русской иконописи, образцы деревянной храмовой скульптуры, художественное шитье, мелкая пластика, предметы культа.
В музее находится чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», написанная в XVII веке.
Последним пунктом программы стало посещение Спасо-Суморина монастыря. В центральном соборе Вознесения которого частично сохранился уникальный комплекс фресковых росписей кисти академика живописи Платона Тюрина. Перед мощами преподобного основателя монастыря Феодосия Тотемского был отслужен молебен.