История храма (Часть II)
В хоре сестричества в 1925-1929 годах принимали участие пять сестер, которые жили по Переведеновскому переулку, дом 2: Ирина, Валентина, Мария, Серафима и Нина Александровы.Многочисленные спевки перед праздниками позволяли хору добиваться общего согласного звучания голосов.
Хором В. И. Благовещенского при активном участии прихожан исполнялись традиционные рождественские песнопения А. Кастальского, А. Веделя, Д. Бортнянского, Я. Чмелева, свящ. Дм. Аллеманова: «С нами Бог», тропарь «Рождество Твое. Христе Боже наш», кондак «Дева днесь», стихира «Ликуют ангелы», «Слава в Вышних Богу», канон «Христос рождается».
Самые большие приготовления сестричества к праздникам были связаны с празднованием Рождества Христова и Пасхи. Зимой плели венки из еловых веток, а к Пасхе ставили ветки яблонь и берез в воду, чтобы украсить храм весенней зеленью и цветами. В своих апостольничках и серых платьях сестры пели в хоре, стояли у подсвечников, украшали и убирали храм».
С тихой радостью и просветленными лицами расходились православные по домам в рождественские ночи 1920-х годов. От прежней России в те годы осталась только Православная Церковь с ее храмами, священнослужителями, патриархом Тихоном. На звон праздничных колоколов московских храмов собирались старые и молодые, богатые и бедные, люди разных упраздненных сословий, «уплотненные» в своих домах и переселенные из подвалов; матери, сестры, невесты, оплакивающие своих близ-ких, потерянных на первой мировой и гражданской войнах - все собирались в храмах воедино «равенством страдания и любви», надежды и yупования на помощь Божию. В 20-е годы особенно чувствовалось то, что испытываем ныне мы с потерей многих мнимых идеалов и надежд, что только Православная Церковь сохранила свои традиции и прежний мир. И к этому светлому, чистому, вечному тянулись в полном смятении люди 20-х годов. Именно на этой волне нового тяготения к Богу и было создано в Николопокровском храме сестричество, по подобию мечевского сестричества в Кленниках, просуществовавшее до 1930 года.
Николопокровский хор ездил с концертами духовных и народных песнопений в Саровскую пустынь и в Аносин Борисоглебский монастырь на берегах Истры. Часто певчие хора ездили к священнику Георгию Яковлевичу Извекову (расстрелян 27 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне), известному духовному композитору и собирателю народных песен, произведения его также исполнялись хором.
Сестричество Никольского храма во время паломничества. Нижний Новгород. (Первая остановка). Июнь 1926 г.
После появления в храме в 1929 году протоиерея Павла Ансимова, музыкально одаренного священника и опытного регента, по воспоминаниям его сына Георгия Павловича Ансимова, малолетнего алтарника в те годы «отец часто выходил к хору из алтаря и принимал участие в пении, помогая певчим, если гармоническое звучание молитвы прерывалось из-за отсутствия какого-либо голоса, часто регентовал сам как во время спевок, так и на богослужении».
На праздничные богослужения в Николо-Покровский храм приезжали архиереи. Так, по воспоминаниям одной из сестер храма, к престольному празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1929 года ждали викария Московской епархии, епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского).
Епископ Серпуховский Мануил |
Несколько раз в 1930 году и начале 1931 года приезжал служить архиепископ Евсевий (Рождественский).
Архиепископ Шадринский Евсевий |
Последний настоятель храма протоиерей Павел Ансимов, не избежал печальной участи своих предшественников, он также неоднократно арестовывался, а 21 ноября 1937 года был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Его имя – среди новомучеников и исповедников Российских.
Приходской храм святителя Николая в Покровском не попал в первую волну закрытия и разрушения. Удаленность от центра, расположение на фабричной окраине, мудрость настоятелей и Приходского совета позволили ему устоять до 1931 года.
Сохранились воспоминания сестер Зинаиды и Ольги Сметаниных. В 1923 году в храме Введения Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе обвенчались Клавдия Ивановна Петрова и Павел Иванович Сметанин, сын строительного подрядчика из Владимира. 17 августа 1925 года в роддоме Покровской общины родилась дочь Зинаида, ее крестили в Введенском храме. 11 ноября 1929 года в том же роддоме родилась вторая дочь Ольга. К этому времени Введенский храм, закрытый 20 мая, был в октябре разобран.
Бабушка Наталия Яковлевна Петрова была среди тех прихожан, которые протестовали против сноса старинного московского храма. Ольгу крестили в ближайшем приходском храме святителя Николая в Покровском 19 декабря 1929 года.
Наталия Яковлевна Петрова с внучками Зинаидой и Ольгой (1933г.) |
Старшая сестра Зинаида рассказывала, как новокрещеную, закутанную в одеяло, Ольгу внесли в дом и положили на кровать со словами: «Такой холод, мы ее застудим!» К сожалению, никаких других подробностей, о которых могли говорить тогда или позже взрослые, детская память не сохранила. Когда же 10 ноября 1933 года скончался брат бабушки Иван Яковлевич, храм святителя Николая в Покровском к этому времени уже закрыли, поэтому отпевание совершили в храме Покрова в Покровской общине, а похоронили на Преображенском кладбище.
Бабушка Наталия Яковлевна с девочками стали ходить в храм Спаса Преображения в Преображенском.
Наталия Яковлевна Петрова с дочерью Клавдией (1910г.) |
Пройдет много лет, и опять верующие, в том числе ее дочь Клавдия Ивановна, будут безуспешно спасать Преображенский храм от разрушения. В архиве нашего храма хранятся воспоминания сестер Сметаниных о том, как удалось им сберечь веру в Бога и остаться верными Православной Церкви в последующие годы. Вот так судьба сестер Сметаниных и их родных прошла через храмы, в которых служили священномученик Павел Ансимов и его тесть протоиерей Вячеслав Соллертинский, настоятель храма Спаса Преображения.
В мае 1931 года было принято решение о закрытии храма. Разрушение храма началось уже в июле 1931 года со свержения купольного креста. Казалось, что со дня на день начнется разборка самого здания храма. Но здание храма приглянулось Московскому городскому тресту хлебопечения. Для этих целей храм углубили на полтора метра, пространство храма перекрыли вторым этажом, надстроили четверик храма третьим этажом, вместо двух разрушенных алтарей устроили экспедицию для приема муки. Возвели громадные фабричные трубы. Вместо разобранной колокольни устроили безобразный четырехэтажный административный корпус. Начало перестройки датируется апрелем 1932 года.
В 1932 году ко 2-му пятилетнему плану развития хлебопекарной промышленности Москвы пекарня-церковь на Бакунинской улице уже показана в производственных таблицах как хлебозавод № 13.
В отличие от ржаных и высокорецептурных изделий хлебозавод № 13 специализировался на выпечке пшеничного хлеба.
Хлебозавод действовал до 1986 года и был закрыт из-за аварийного состояния.
В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана община верующих. Настоятелем храма был назначен архимандрит Дионисий (Шишигин). 6 июня 1992 года после учредительного заседания Приходского собрания Николо-Покровского храма под председательством благочинного храмов Преображенского округа протоиерея Анатолия Новикова († 1997) все участники собрания впервые направились в Покровское на Бакунинскую улицу для осмотра храма. То, что они увидели, заставило их сердца содрогнуться. Учредители стояли перед поруганным, обезображенным зданием храма без купола, главы и креста, без алтарей, без колокольни.
Перед началом основных разборочных работ в холодный ноябрьский полдень 14 ноября 1992 года настоятель архимандрит Дионисий с небольшой группой верующих и инокинь из Московской Патриархии совершил молебен.
14 ноября 1992 года
«Путешествуя» по этажам хлебозавода, попадали то в дрожжевой цех, то в складское помещение, то в угольную яму, то в какое-то пространство с закрытыми камерами, конвейерами и другим хлебопекарным оборудованием.
С помощью немногочисленных рабочих дробили крепчайшие железобетонные глыбы и столбы, снимали плитки чугунных полов. Обрушенные перекрытия, выдранные из стен коммуникации каменным хаосом, как после землетрясения, лежали среди храма, открыв высоту сводов и пространство арочных проемов, с которых продолжала сыпаться облицованная плитка, крошились потревоженные кирпичи стен. Позднее (в 1995-м году) специальной службой с большими предосторожностями были демонтированы 28-ми метровая заводская труба и две другие, поменьше.
В 1993 году был разобран надстроенный третий этаж, его перегородки, демонтировано оборудование, часть сгоревшей кровли в купольной части.
31 марта 1995 года на 4-й седмице Великого поста совершили освящение и водружение креста на куполе храма.
В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана община верующих. Настоятелем храма был назначен архимандрит Дионисий (Шишигин). 6 июня 1992 года после учредительного заседания Приходского собрания Николо-Покровского храма под председательством благочинного храмов Преображенского округа протоиерея Анатолия Новикова († 1997) все участники собрания впервые направились в Покровское на Бакунинскую улицу для осмотра храма. То, что они увидели, заставило их сердца содрогнуться. Учредители стояли перед поруганным, обезображенным зданием храма без купола, главы и креста, без алтарей, без колокольни.
Перед началом основных разборочных работ в холодный ноябрьский полдень 14 ноября 1992 года настоятель архимандрит Дионисий с небольшой группой верующих и инокинь из Московской Патриархии совершил молебен.
14 ноября 1992 года
«Путешествуя» по этажам хлебозавода, попадали то в дрожжевой цех, то в складское помещение, то в угольную яму, то в какое-то пространство с закрытыми камерами, конвейерами и другим хлебопекарным оборудованием.
С помощью немногочисленных рабочих дробили крепчайшие железобетонные глыбы и столбы, снимали плитки чугунных полов. Обрушенные перекрытия, выдранные из стен коммуникации каменным хаосом, как после землетрясения, лежали среди храма, открыв высоту сводов и пространство арочных проемов, с которых продолжала сыпаться облицованная плитка, крошились потревоженные кирпичи стен. Позднее (в 1995-м году) специальной службой с большими предосторожностями были демонтированы 28-ми метровая заводская труба и две другие, поменьше.
В 1993 году был разобран надстроенный третий этаж, его перегородки, демонтировано оборудование, часть сгоревшей кровли в купольной части.
31 марта 1995 года на 4-й седмице Великого поста совершили освящение и водружение креста на куполе храма.
28 июня 1995 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на возобновление богослужений, получен святой антиминс. Вечером во вторник, 11 июля 1995 года торжественно было совершено всенощное бдение, а утром 12 июля – первая Божественная литургия в возрождаемом Николо-Покровском храме.
27 апреля 1996 года
День Пятидесятницы. 2 июня 1996 года
Обнесение плащаницы Пресвятой Богородицы вокруг храма. 28 августа 1996 год.
27 апреля 1997 года
С каждым новым богослужением увеличивалось число новых постоянных прихожан. 29 июня 1997 года, в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, после Божественной литургия и торжественного молебна была совершена закладка порушенных и оскверненных в 1932 году центрального Никольского и северного Покровского алтарей.
Ольга Ивановна Смирнова (слева) и Марина Николаевна Федоренко 29 июня 1997 года |
Важным событием в жизни возрожденного прихода было первое в истории храма посещение его 18 апреля 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Летом 1998 года храм стоял в лесах, штукатурили внешние стены. Внутри храма шли шпаклевочные и штукатурные работы, поверх бетонных полов в приделах и центральной части храма начали укладывать светлые доломитовые плиты.
28 августа 1998 года
Тогда же были разрушены последние остатки стены экспедиции хлебозавода у восточной алтарной стены храма. Предстояло вывезти горы камней, щебня, песка, кирпичей, остатков дерева и металла.
Чуть позже приступили к разборке административного корпуса, построенного в 1932 году на месте разрушенной тогда же колокольни. Четырехэтажный корпус с западной стороны храма вместе с пристроенной к нему котельной простоял 66 лет. К 21 сентября 1998 года административный корпус перестал существовать. В июне 1999 года началась реставрация западной стены храма.
Каждый приход Русской Православной Церкви во всех городах и весях нашего Отечества готовились к 2000-летию Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. В Никольском храме собирали и подвешивали паникадила, устанавливали светильники по стенам.
Праздник Рождества Христова в 2000 году совершали в восстановленном приделе Покрова Пресвятой Богородицы.
Центральным событием 2000 года стал Юбилейный Освященный Собор Русской Православной Церкви, проходивший в возрожденном Храме Христа Спасителя, на котором к лику святых был причислен священномученик Александр Буравцев.
В конце декабря 2000 года в Николо-Покровский храм пришло сообщение о канонизации настоятеля храма протоиерея Сергия Голощапова.
Весь 2001 год продолжались работы, начатые еще в 1998 году, по укреплению грунта под фундамент колокольни. В шестиметровые специальные металлические трубы под высоким давлением заливался бетон высокой марки, что позволило уже в мае 2002 года заложить фундамент и начать кирпичную кладку первого яруса колокольни. Каждый год колокольня будет нарастать на один ярус.
Страстную неделю и пасхальную недели 2002 года приход встречал в обновленной центральной части храма у Никольского алтаря.
В течение двух лет устанавливали дубовый резной иконостас, еще дольше писали для него иконы. Весь приход с волнением следил за постепенным заполнением иконами иконостаса и освобождением его от строительных лесов. В начале был снят верхний ярус, и взорам молящихся открылась верхняя часть иконостаса, увенчанная крестом, осеняющим собой весь храм, под ним – огромная икона Святой Троицы, а еще ниже – образы пророков…
Ко времени установки нового иконостаса у прихода не было фотографий или свидетельств об интерьере храма, поэтому проект стенописи храма и алтарной преграды пришлось создавать заново. За основу было решено взять архитектуру храма. Все архитектурные элементы иконостаса при ближайшем рассмотрении оказываются прямо заимствованными из наружного декора храма. Необычна пирамидальная форма иконостаса, а отсюда и нестандартное размещение традиционных для русского иконостаса ярусов – не горизонтальное, как обычно, а ступенчатое.
Назад |
1 |
2 | 3 | Вперёд |